Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
78.65
+0.24$
92.68
-0.07
+21 °С, ясно
Белгород

Наши земляки нашли место захоронения своего прадеда на Смоленщине спустя десятки лет

24 июня , 12:2180 лет ПобедыФото: из личного архива семьи Фёдор Ефимович Верченко

Фёдор Ефимович Верченко погиб на 37-м году жизни в ожесточённом бою с фашистами 3 сентября 1943 года.

«Здравствуйте, дорогие мои родные. Мама, любимая жена Катюша, любимые доченьки Лена и Маруся. Как я долго вас не видел, я очень скучаю по вам...». Писем с таким началом в семье было много. Вот только все они буквально стёрлись до дыр и сегодня хранятся лишь в памяти, передаются от поколения к поколению. Глава семьи Фёдор Ефимович Верченко погиб в 1943-м, и вместо писем осталась лишь пустота и незаживающая рана в семейной памяти.

История солдата

Фёдор Ефимович Верченко родился в 1907 году в хуторе Бородин Чернянского района Курской области (ныне Белгородской), в семье простых крестьян. Он был вторым ребёнком из восьми. В раннем возрасте, потеряв отца, стал основным кормильцем всей многодетной семьи, пахал, сеял, убирал урожай. Грамоте сначала обучался у старшего брата Прокофия, который окончил начальную школу в Чернянке и в последующем был первым колхозным бухгалтером в хуторе Бородин.

В 1929 году по указанию Иосифа Виссарионовича Сталина «О ликвидации безграмотности у населения» пошёл учиться в бородинскую начальную школу, а в 1930-м досрочно окончил её с отличием. Был талантливым во всяком труде. Работал плотником в колхозе, а потом заведовал материальным колхозным складом.

В 1930 году женился на Екатерине Яковлевне Махненко. Она была родом из Ивановки соседнего Старооскольского района. Судьба её сложилась непросто. Мать умерла рано, и на её попечении остались братья и сёстры, младшему из которых было всего три года. Всех вырастила, братья женились, и её время подходило.

С Фёдором Ефимовичем встретились в хуторе Бородин. Это была большая любовь на всю жизнь. В 1931 году родилась дочь Елена, а в 1937-м — Мария. За два года сам своими руками построил просторный дом, посадил сад, обзавёлся подсобным хозяйством. Больше всего на свете любил свою семью.

23 июня 1941 года, на второй день после нападения на СССР немецко-фашистских захватчиков, был призван на фронт и направлен на передовую линию в 1154-й стрелковый полк 344-й стрелковой

Рославльской Краснознамённой дивизии. Воевал в Белоруссии и на смоленском направлении (из его собственных писем с фронта), где гитлеровцы держали главное направление на Москву. С августа 1943 года принимал участие в Смоленской наступательной операции южнее Спас-Деменска. На войне рядовой Верченко был минёром, минировал мосты и взрывал, когда наступали фашисты.

«Здравствуйте, дорогие мои родные. Мама, любимая жена Катюша, любимые доченьки Лена и Маруся. Как я долго вас не видел, я очень скучаю по вам…».

Писем с таким началом в семье было много. Вот только все они буквально стёрлись до дыр и сегодня хранятся лишь в памяти, передаются от поколения к поколению.

«Он писал, что все деревни сожжены, видны лишь трубы из земли, люди живут в подвалах. Писал, что постоянно хочет есть, что очень холодно спать в лесу, — с дрожью в голосе вспоминает внучка Фёдора Ефимовича Лидия Ивановна Кузнецова. — Мама всегда перечитывала его письма… У неё об отце остались только самые тёплые воспоминания, он был лучшим папой и мужем».

Похоронка пришла осенью 1943 года. 3 сентября 1943 года на 37-м году жизни в ожесточённом бою Фёдор Ефимович погиб за освобождение деревни Рылинки Рославльского района Смоленской области.

Фото: из личного архива семьи

Мечта поколений семьи

Его старшая дочь Елена Фёдоровна большую часть жизни прожила в семье дочери Лидии.

«Она была очень строгих правил, честным человеком во всех отношениях: в работе, жизни, каких-либо обязанностях, — говорит Лидия Ивановна. — И была у неё одна заветная мечта — найти место захоронения отца, где-то там, на Смоленщине».

Судьба же забросила их далеко от родного Бородина. Елена Фёдоровна жила с дочерью. Лидия окончила школу и по совету родственников поступила в сельскохозяйственный техникум в Липецкой области.

«Там набирали группу для обучения агрохимиков, всего по Союзу были 112 таких агрохимлабораторий. Успешно сдала экзамены, хотя было довольно сложно. Наш выпуск — как раз был эксперимент в системе образования, пробовали переход на формат обучения 11 классов. Только представьте. Наша небольшая поселковая школа в Чернянке, но наш поток был семь десятых классов и три одиннадцатых. В каждом 25-30 человек, поступить в тот год было действительно сложно».

Но Лидии удалось. Получив профессию, вернулась в район, работала в нескольких местах, получила высшее экономическое образование в Воронеже, стала трудиться в Белгороде. Но судьба развернулась кардинально. Одноклассница Лиды жила в Волгодонске, в 70-х годах приехав к подруге в Ростовскую область, не смогла уехать обратно.

«Меня буквально поразила природа, Дон, люди, а ещё там строился огромный завод «Атоммаш». Таких масштабов предприятий я раньше не видела. Я поняла, что хочу там работать и жить. И во время отпуска стала искать работу, так судьба свела с Ростовской областью, где ещё и обрела семью», — поделилась Лидия Ивановна.

Когда устроилась, перевезла бабушку и маму. Закипела работа, молодая, перспективная девушка с хваткой, эрудированная — удавалось всё. С супругом Павлом Викторовичем, настоящим казаком, во всём поддерживали друг друга. Родилась дочь Татьяна. Но родные места притягивали к себе, а ещё из поколения в поколение передавалось желание найти место захоронения дедушки и прадедушки Фёдора. Более 20 лет назад семья решила вернуться в родные края и обосновалась в Чернянке.

«Вы знаете, это такое непонятное состояние, чувство долга или семейная память, когда проходят годы и, кажется, тянется нить неразрешённой скорби, сердце тоскует, вспоминаю маму, переживающую по своему отцу. Но мы не сидели на месте, дочка всё же смогла найти место захоронения моего дедушки», — рассказала Лидия Ивановна.

Лидия и Павел Кузнецовы
Фото: Татьяна Санькова

Путешествие длиною в жизнь

Эта история была бы не полной, если бы правнучка Татьяна не поделилась своими впечатлениями.

«Детство моё прошло с бабушкой Леной. Я не ходила в детский сад, она со мной занималась, многому меня научила — считать, читать, писать. Садимся готовить, посчитаем сколько крупинок, из вермишели буквы выложим… Эти воспоминания мне очень дороги. А ещё каждый раз она рассказывала о войне, дня не было, чтобы она не вспоминала своё детство. Ей было 10 лет, когда началась Великая Отечественная, отец ушёл на фронт, и она осталась с мамой и маленькой сестрой, ещё с ними жила бабушка. Рассказывала, как отец писал письма, как переживали за его судьбу, как проходила оккупация в нашем хуторе Бородин. Воспоминания эти были очень яркими, иногда я даже не хотела слушать, говорила: «Бабушка, ну хватит уже рассказывать про войну, войны уже нет, мы живём в мирное время, забудь». А она мне в ответ: «Ну как я могу это забыть, отец погиб на фронте?!», — комок слёз подступает к горлу, но Татьяна продолжает: — Она всегда хотела попасть на могилу к отцу. С детства это стало и моей мечтой».

В Чернянке много лет она работала в музее, занималась именно охраной памятников истории и культуры, братских захоронений. Часто приходилось работать с районным военкоматом. Однажды в книге извещений погибших чернянцев нашла извещение на прадеда. Дальше перешла в Интернет, это был 2014 год. Множество ошибок, несовпадения имён или букв в фамилии, других данных…

«В соцсетях мне попался городской паблик Смоленской области, я написала туда объявление с просьбой найти деревню и, может, какие архивы. И со мной на связь вышел мужчина из поискового отряда имени Героя Советского Союза Петра Дмитриевича Хренова «Патриот» города Демидов Смоленской области, подсказал, куда можно обратиться. В итоге с большими усилиями удалось узнать, что деревни Рылинки уже не существует, из этой братской могилы останки перезахоронены в братскую могилу в Савеево. Опять же в списках захороненных прадеда не нашла, но была похожая фамилия, остальные данные совпадали: имя, отчество, год рождения, место и дата призыва, дата гибели. У меня сомнений не осталось. Наш… В тот момент я почувствовала и боль, и облегчение одновременно. Наконец-то появилась возможность поклониться земле, где наш дедушка Фёдор отдал свою жизнь, возложить цветы и прошептать слова благодарности».

Прошло ещё несколько лет, уже подросло и следующее поколение в семье Фёдора Ефимовича Верченко, его праправнуки Станислав и Ярослав также бережно хранят семейную историю и мечтали побывать на могиле родного человека, который подарил нам мир. Ни одни слова не заменят воспоминаний, теперь они на всю жизнь есть у ребят.

«Мы с мужем поговорили, решили, что в год 80-летия Победы надо всё-таки собраться и поехать в те места, где воевал наш прадед. Супруг меня полностью поддержал, дети тоже, мы собрались и поехали. Современные технологии позволяют отыскать любое место на карте. Даже не знаю, какие чувства переполняли и нас, и детей, когда мы уже приехали к братской могиле: трепет, чувство выполненного долга, облегчение. У памятника есть карта Смоленской области, там обозначено, какие деревни были, сколько людей сожжено, в каких сёлах, сколько отправили в концлагеря, сколько убили мирных жителей — впечатляет. Там создан целый мемориальный комплекс «Курган славы», установлены памятные знаки, есть братские могилы, где очень много неизвестных солдат. Когда ехали обратно, слёзы были у всех на глазах. Там такая местность, очень много лесов, непроходимые болота, земля кажется мягкой везде. Мы разговаривали всю дорогу, представляли, как наши солдаты здесь шли, как они воевали, укрывались в этих лесах. Как они вообще выживали?»

Выживали и гибли за родных, за Родину, за мир без нацизма.

Татьяна Симонова с сыновьями Станиславом и Ярославом
Фото: из личного архива семьи

Послесловие

Эта история — не единичный случай. Сегодня появляются новые данные, оцифровываются архивы, не перестают работать поисковые отряды. И пусть история этой семьи, их стремление исполнить долг перед родными станет примером для других. Тех, кто помнит, чтит, ищет. 

Дорогие читатели, мы благодарим всех, кто в год 80-летия Великой Победы принял участие в наших творческих конкурсах «Наша Победа» (несколько номинаций) и «Привет из армии!». Традиционно мы хотим собрать всех вас и поблагодарить лично. Поверьте — каждая история, судьбы героев стали нам близки. Мы ждём вас 4 июля в редакции по адресу: посёлок Чернянка, площадь Октябрьская, дом 7, второй этаж. И, конечно же, всегда рады новым вашим письмам.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Татьяна Санькова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:08
Вячеслав Гладков объявил о старте очного обучения в кадровом проекте «Сталь»
Материал
ОбществоВчера, 16:58
Вячеслав Гладков обсудил с министром юстиции РФ защиту интересов жителей Белгородской области
Материал
Общество1 июля , 16:57
Вячеслав Гладков рассказал о возможном выдвижении на второй губернаторский срок