

Снег укрывает землю, улицы городов зажигаются праздничными гирляндами, и в воздухе начинает витать предвкушение самого светлого зимнего праздника. Но для верующих людей время радостного ожидания Рождества Христова — это ещё и время особого духовного труда, который начинается с Рождественского поста.
28 ноября по новому стилю православная Церковь вступает в один из четырёх многодневных постов — Рождественский, или, как его называют в народе, Филиппов. Он продлится 40 дней, до самого кануна Рождества, 6 января. Двойное название объясняется просто: пост начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа, одного из двенадцати ближайших учеников Христа, и завершается перед праздником Его Рождения.
Какова же цель этого сорокадневного пути? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что пост дан для того, чтобы мы могли «открыть двери» нашей души Богу. Рождественский пост — это не просто диета, а время глубокой внутренней работы, цель которой — подготовить сердце к встрече с младенцем Христом. Через молитву, воздержание и добрые дела человек стремится к тому, чтобы праздник Рождества стал для него не просто красивой датой в календаре, а подлинным, прочувствованным событием, меняющим жизнь.
Церковь учит, что тело и душа неразрывно связаны. Ограничивая себя в пище и развлечениях, мы помогаем душе стать более чуткой, перестаём «разбрасываться» по мелочам и можем лучше сконцентрироваться на главном. Пост — это школа послушания, где мы учимся подчинять свои желания разуму, а разум и волю — Богу.
Сорокадневная продолжительность поста имеет глубокое библейское основание. Столько же постились пророк Моисей перед получением скрижалей Завета, пророк Илия перед встречей с Богом и, главное, сам Христос в пустыне перед выходом на проповедь. Как отмечают святые отцы, именно пост стал для Спасителя оружием против искушений диавола, который надеялся найти Его ослабленным. Этот пример показывает, что пост — это не унылое самоистязание, а источник духовной силы.
Рождественский пост — один из самых древних в Церкви. Упоминания о нём встречаются уже у святых 4 века — Амвросия Медиоланского и блаженного Августина. Интересно, что изначально он предшествовал празднику Богоявления, который объединял в себе и Рождество, и Крещение Господне. Пост длился не везде одинаково — где-то семь дней, где-то чуть дольше. Единый для всех сорокадневный срок был установлен лишь после Константинопольского собора 1166 года.
Церковный устав предписывает в эти дни воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. Однако степень строгости может меняться.
Важно помнить, что это — строгий монастырский устав. Мирянам обычно благословляется соблюдать пост мягче, согласуя свою меру с духовником и учитывая состояние здоровья и жизненные обстоятельства. Главное в посте — не строгость меню, а искреннее стремление к Богу.
Рождественский пост — это сорок дней тишины, молитвы и добрых дел, сорок шагов навстречу величайшему Чуду, которое изменило историю человечества. Это время, когда, отложив суету, каждый может пройти свой внутренний путь в Вифлеем, чтобы вместе с пастухами и волхвами поклониться родившемуся Спасителю.












