Нередко в своей священнической практике я сталкиваюсь с таким явлением: люди маловоцерковлённые имеют обиду и даже посылают упрёки в адрес Бога. Они говорят: «Почему я ходила в храм, молилась, просила у Бога, а он мне так и не помог? Он не исполнил моих просьб, и с тех пор я не хожу в храм».
Такой подход в корне неверен, и вот почему. Давайте представим себе, что ребёнок просит у родителей купить ему новую игрушку или даже планшет. Родители отказывают ему в силу того, что они считают это нецелесообразным, ненужным и неполезным для него в данный момент. А в ответ на это малыш скажет им: «Я теперь с вами вообще не буду общаться. Мне такие родители не нужны». Мы, взрослые, назовём эту ситуацию скверной, потому что в таком случае выходит, что ребёнку мама и папа как родные люди сами по себе не важны. Он не имеет настоящей безусловной любви к ним. А любит их лишь посредственно, то есть через выгодополучение. Купили игрушку — исполнили желание, значит, хорошие. А нет — плохие, бесполезные, никчёмные…
Точно такую же схему в отношениях люди иногда пытаются выстраивать с Богом. А когда человек в таком случае не получает просимого, он как бы говорит нашему Отцу Небесному: «Ты мне Сам по себе не нужен, раз выгоды нет». Это значит, что Бог для человека не является абсолютной ценностью. Такой подход в нашей обыденной жизни мы называем потребительским: человек в таком случае нацелен только потреблять, брать, получать. И вовсе не нуждается в Том, к Кому он с этой просьбой обратился.
Поэтому, когда мы молимся, когда просим что-то у Бога, мы не должны забывать главного. А главное в нашей молитве — сама по себе связь с Богом, а не факт получения просимого. Так же нужно относиться и к святым: когда мы обращаемся к ним, важно не забывать, как они жили и как достигли святости. Например, блаженная Матрона Московская, к которой люди часто обращаются с просьбой помочь приобрести жильё или получить финансовую поддержку. Она ведь не имела собственной крыши над головой, а жила у добрых людей, по сути, на подаяния. Или, молясь великомученику Пантелеимону Целителю, мы не должны забывать, что он в свои 17 лет пожертвовал своей жизнью и здоровьем ради Господа нашего Иисуса Христа.
Прося святых о помощи, мы должны взять пример с них — пример веры, смирения, терпения, любви. Может быть, вообще прежде стоит попросить терпения, любви к Богу и кротости, чтобы достойно перенести тяготы? Попросить Господа и его святых научить настоящей молитве? Думаю, именно такие просьбы будут услышаны.