Дети бывают разными: кто-то тихий, спокойный, кто-то, наоборот, активный и любознательный. Но есть и такие, которые доставляют немало беспокойства окружающим своим поведением, а уж родных совсем доводят до нервного срыва.
Сегодня речь пойдёт о детях с СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности. По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, почти 20% малышей в России, страдают СДВГ. И это только зафиксированные показатели. Ведь далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. И подсчитать, сколько всего гиперактивных детей по всей России пока не представляется возможным, так как очень часто взрослые думают, что эти дети просто невоспитанные или очень подвижные — и не обращаются за помощью к специалистам.
Прежде всего, СДВГ — это не болезнь, не следствие дефектов воспитания, это физиологическая особенность мозга человека. У таких людей кора отделов мозга, которые отвечают за внимание и когнитивный контроль, тоньше, чем у других. Из-за этого вырабатывается меньше дофамина, который помогает мозгу переключаться между задачами и фокусироваться. Чем раньше будет выявлено наличие этого дефекта, тем успешнее будет коррекция и лучше качество жизни вашего ребёнка в будущем.
Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:
— неряшливое выполнение заданий, несмотря на все усилия ребёнка;
— частые выкрики с места во время уроков и другие шумные выходки;
— «влезание» в разговор или деятельность других людей;
— не может ждать своей очереди;
— не умеет проигрывать;
— драки с другими детьми или со взрослыми;
— сложно контролировать свои эмоции;
— сначала делает, потом думает (действует по первому импульсу).
— неспособность сохранять внимание достаточное время по нормам для возраста ребенка. Не может выполнить задание до конца;
— не способен удерживать внимание на деталях;
— часто забывает, что нужно сделать;
— часто и легко отвлекается;
— перескакивает с одного задания на другое;
— ещё больше снижается внимание, когда нужно действовать самостоятельно или ситуация непривычная;
— создаётся впечатление, что ребёнок вас не слышит;
— не может придерживаться инструкций при выполнении задания или в игре;
— часто теряет вещи.
— непрерывно бегают, ползают, везде лезут, крутятся;
— не останавливают беспокойные движения телом (трясёт ногой, рукой, ёрзает на стуле, переступает с ноги на ногу и т. д.);
— не может играть тихо и спокойно;
Есть и дополнительные признаки, к примеру, парциальные задержки школьных навыков (письмо, чтение, счёт), нарушение координации (сложность с завязыванием шнурков, не удерживает равновесие на велосипеде, часто спотыкается и т. д.), гипертонус или наоборот гипотонус мышц, сложные, напряжённые отношения с окружающими, проблемы с долгосрочной мотивацией, результат ребёнку нужен здесь и сейчас. Специалисты, которые помогут вам определить, есть ли у вашего ребенка СДВГ, — невролог, психиатр, психолог.
Основная ошибка — родители боятся психиатров. Взамен они ведут ребёнка к неврологу, а тот не лечит СДВГ. Невролог может лишь назначить общеукрепляющую терапию, что не поможет купировать симптомы. Необходима психотерапия, в частных случаях — семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую назначает только врач-психиатр.
Избегая консультации психиатра, родители упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребёнка. Он не успевает по учёбе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения — его жизнь рушится.
Ещё одна ошибка родителей — агрессия по отношению к ребёнку. Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, — родители испытывают чувство стыда за их поведение и начинают ругать, в том числе, применяя физическое насилие. Это не помогает, а только ухудшает ситуацию — ребёнок становится ещё более гипервозбудимым, не слушается, кричит. В итоге в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребёнок тоже — ничего хорошего.
Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…». Из-за чрезмерной нагрузки у ребёнка происходит перегрузка нервной системы. От усталости он становится ещё более гиперактивным.
Гиперопека. Ребёнок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, всё время контролируют, покушал ли он, как одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передаётся ребёнку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.
Воспитание ребёнка с СДВГ — это очень сложно. Многие родители детей с таким диагнозом часто бывают растеряны и не знают, что делать. У ребёнка будто включены сотни телевизоров в голове на полную громкость, а пульта управления нет. Он не планирует делать ничего плохого, просто он не может справиться с собой.
Правила достаточно простые. Прежде всего, отказаться от многозадачности — указания должны быть чёткими и ясными, возможно стоит разбивать задачу на этапы, но придётся о каждом этапе напоминать. Поощряйте ребёнка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, — тогда в следующий раз он не откажется от работы. Привлекайте в спорт, но не загружайте — три раза в неделю будет вполне достаточно, к тому же спорт дисциплинирует. Соблюдайте режим дня. Дети с синдромом дефицита внимания хорошо воспитываются, когда нежелательное их поведение пресекается, а желательное, наоборот, поощряется. Избегайте чрезмерного утомления. Старайтесь не наказывать ребёнка. Так вы добьётесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.
Простые вроде бы понятия — любовь и принятие. Принятие как признание за ребёнком права на индивидуальность и непохожесть ни на родителей, ни на других — это понимание, что ребёнок имеет право быть самим собой и не обязан соответствовать ничьим ожиданиям и программам. Любите своих детей, боритесь за них, помогайте им, дайте шанс быть счастливыми.
За помощью можно обратиться на сайты «Я — родитель» https://www.ya-roditel.ru/, фонда «Обнажённые сердца» https://nakedheart.online/ — информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития, а также в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Чернянского района по телефону: 8 (47232) 5-54-24.