Ежегодно 12 августа отмечается День Военно-воздушных сил России. Праздник, появился только в 1997 году, а дату приурочили к событиям 12 августа 1912 года, когда был издан приказ о введении в действие штата воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. За более чем столетнюю историю российская авиация прошла путь от легкокрылого планера до сверхзвуковых истребителей, а первыми все технологические новинки испытывали, конечно, военнослужащие. Сотни тысяч людей служили и служат в ВВС. И это не только пилоты, но и инженеры, механики, штурманы, связисты и многие другие. Среди них немало чернянцев. Мы побеседовали с подполковником авиации в отставке Владимиром Васильевичем Мандрощенко, который более 20 лет посвятил службе в военно-воздушных силах.
Родился Владимир Мандрощенко 8 сентября 1945 года в Чернянке. Отец Василий Иванович был фронтовиком, в 43-м под Кривым Рогом получил тяжёлое ранение и его досрочно комиссовали. Победу встретил уже дома, рядом с женой Татьяной Тихоновной. В мирное время он занимался мирным трудом — до конца жизни работал бухгалтером, вместе с супругой воспитывали сыновей Владимира и Николая.
«Мы жили тогда на Садовой. Школа в посёлке была только одна, в ней я и учился все 11 лет. Да, в нашем детстве тоже было 11 классов, — смеётся над моим недоумением Владимир Васильевич. — А кроме общеобразовательных предметов мы получали специальности столяра или водителя, а девочки — воспитателя и швеи. Два года у нас была производственная практика, два дня в неделю работали на промкомбинате, получали заработную плату».
Когда пришло время, как и все мальчишки-ровесники отправился в военкомат становиться на учёт, там и предложили юноше на выбор несколько военных учебных заведений. Так как ближе всего по духу ему была профессия инженера радио-электронщика, то для поступления он выбрал Тамбовское военное авиационное училище. Когда в 1964 году пришёл вызов, будущий курсант ещё даже не успел сдать несколько выпускных экзаменов, поэтому в школе создали специальную комиссию для досрочной экзаменовки.
«Основными направлениями у нас были связь и навигация, но при этом изучали и множество смежных дисциплин. За всё время учёбы у меня была только одна тройка, поэтому в 1967 году я успешно окончил училище и получил специальность техника по радиоэлектронному оборудованию самолётов. И сразу после получения диплома поехал в Чернянку и женился», — делится воспоминаниями Владимир Мандрощенко.
С будущей супругой Людмилой Акимовной они учились в параллельных классах, только, как со смехом говорит мой собеседник, она моложе на целый год и одну неделю. Служить молодого лейтенанта направили в действующую часть в Восточной Сибири. К моменту переезда в семье уже ждали пополнения, а условия там были, мягко говоря, не самые комфортные — барак на четыре семьи с печным отоплением и прочие прелести сурового климата. Конечно, оставаться надолго там не хотелось обоим.
Но служба есть служба. Заключалась она в основном в наземном обслуживании самолётов, но, если требовалось переправляться на дальние расстояния, техники обязательно сопровождали экипажи крылатых машин на случай непредвиденных поломок. С собой — только «аптечка», в которой были все необходимые для ремонта инструменты и приборы.
«Вообще за время службы я на чём только не летал — вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, самолёты, наверное, какие только были у нас тогда на вооружении, даже на поршневом Ли-2 случалось, таком, как в фильме «Офицеры» засветился», — рассказывает мой собеседник.
Долгих три года длилась сибирская служба, пока не появился шанс поступить в знаменитую Военно-воздушную инженерную академию имени Николая Егоровича Жуковского и перебраться в Москву. Этот вопрос даже уже был согласован с главным инженером округа, но, как выяснилось, непосредственный командир придержал у себя документы, чтобы оставить в части грамотного и толкового техника. Когда его хитрость вскрылась, был большой «разбор полётов», и бумаги всё же отправились в столицу.
«Вскоре мне пришёл вызов на экзамены, после которых должен был вернуться в свою часть либо насовсем, если не поступил, либо только собрать вещи. И я поступил, что очень удивило всех сослуживцев. Ведь я был в то время лейтенантом, а вместе со мной на курсе учились в основном старшие лейтенанты и капитаны. Да ещё к тому же из 900 человек почему-то именно меня назначили старшиной курса. А что делать? Приказ! И мне приходилось строить на зарядку старших по званию сослуживцев», — вспоминает Владимир Васильевич.
Это был 1970 год, когда в Москве разразилась эпидемия холеры. Естественно, забрать семью его не выпустили, и супруге с маленькой дочкой на руках пришлось паковать чемоданы и отправлять контейнер самой. Жильё в столице поначалу приходилось снимать, а со второго курса они уже получили ведомственную квартиру. Зато два года подряд он участвовал в параде на Красной площади, за что получил специальный знак «Участнику военного парада 7 ноября 1972 года. Москва. 100-й парад».
«В академии я учился четыре года на факультете №4 — авиационного радиоэлектронного оборудования. А в одно время со мной, только на третьем факультете авиационного оборудования, учился знаменитый космонавт Алексей Леонов. Занимались в одном корпусе, в одну курилку ходили. Конечно, друзьями мы не были, но встречались часто, обменивались парой фраз», — рассказывает Мандрощенко.
Отметим, что в разное время выпускниками этой академии были Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Валентина Терешкова, Герман Титов, авиаконструктор Сергей Ильюшин, его сын, лётчик-испытатель Владимир Ильюшин и многие другие известные всему миру люди.
«За время учёбы я умудрился получить два звания и выпустился из академии уже капитаном. И приказом министра обороны был назначен на командную должность. С этих пор делом моей жизни стала та же радиоэлектроника, только наоборот — радиоэлектронная борьба. В этой сфере я и прослужил с 1974 года до увольнения в запас. Задачей моего подразделения было обеспечить, чтобы самолёт взлетел, выполнил свою задачу и вернулся на своё место без повреждений», — по-армейски чётко докладывает подполковник.
Куда только не заносила военная судьба нашего героя. Ему пришлось объехать не только всю страну, но и весь СССР, побывать и за его пределами, в том числе и в горячих точках планеты. И повсюду за ним, как ниточка за иголкой, следовала верная супруга. Только на два года они возвращались в Москву, когда Владимир поступил в ту же академию, но уже на факультет руководящего инженерного состава.
«В этот раз экзамены были намного сложнее: высшая математика, материально-техническое обеспечение и техника, которая включала всё, что изучал в академии раньше. На математике мне достался билет «Бином Ньютона с остаточным членом в форме Лагранжа» — никогда не забуду!», — смеётся Владимир Васильевич.
Про себя думаю, что такому гуманитарию, как я, непосвящённому в тонкости высшей математики, даже просто выговорить эту фразу трудно, не то что помнить столько лет. А ведь понятно без продолжения, что даже в солидном возрасте живой ум подполковника и сейчас легко воспроизведёт в подробностях все те формулы и теоремы.
В отставку Владимир Мандрощенко вышел в 1991 году. Несколько лет перед этим он преподавал тактику РЭБ в лётном училище, после — НВП и труды в лицее. Вот где пригодились его познания, полученные ещё в школьные годы на промкомбинате.
В 1993 году супруги вернулись в родную Чернянку. Здесь он работал на нефтебазе, в кинотеатре и почти 12 лет — теплотехником в управлении культуры. Только месяц назад Людмила Акимовна наконец-то уговорила мужа уйти на заслуженный отдых, ведь возраст уже берёт своё. Но сидеть без дела Владимир Васильевич всё равно не собирается, ведь у него и дома целая мастерская, в которой есть токарный, заточный, ленточный, строгальный станки, циркулярка. Единственный заводской станок у него — сверлильный, все остальные сконструированы и собраны собственноручно.
«Смотрю на Чернянку, какой она стала сейчас, и вспоминаю, что здесь было 60 лет назад — небо и земля… Мы как-то в лаборатории изучали лазер, который был размером с полкомнаты, а сейчас у любого школьника в кармане лазерная указка лежит. Прогресс не стоит на месте, поэтому нужно постоянно учиться, тренировать мозги, чтобы за ним поспеть», — уверен наш герой.
А мы искренне советуем юным землякам послушать совета, а заодно внимательнее присмотреться к окружающим, ведь и среди пожилых теплотехников можно встретить настоящий образец мужества и верного служения Родине, с которого точно стоит брать пример в жизни.