На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, то есть найти своё призвание.
Николай Михайлович Рухленко всегда считал, что среди множества различных профессий на земле учитель — самая интересная и важная. Именно этой профессии он посвятил свою жизнь.
В 1978 году молодой учитель приехал в Орликовскую среднюю школу. И началась новая жизнь, вся она отдана, посвящена школе, коллегам, детям, делу воспитания и образования. Жизнь такая стремительная, насыщенная, такая разнообразная и интересная. В этой жизни вместилось всё: и ценность учительского труда, приумноженная победами талантливых учеников, и неоценимая детская любовь, и признательность, и доверие родителей, и поддержка, и уважение коллег, и ценность каждого дня непредсказуемого, неповторимого, важного.
Жизнь директора сельской школы, которая порой вдохновляла, одухотворяла, позволяла расправить крылья, а порой и опускала на землю, помогала понять, что не всё ещё получается, что надо расти, совершенствоваться, меняться самому, помогать меняться другим, не ждать лучших времён, при этом всегда двигаться вперёд.
27 лет Николай Михайлович возглавлял коллектив Орликовской средней школы. За эти годы сделано многое, но самое главное — создана «школа Рухленко». «Что это?», — спросите вы. Это уникальное явление, образ жизни целого учреждения: школы и детского сада, детей и педагогов, родителей и общественности.
Наверное, многие читали рассказы Виктора Астафьева и слышали слово «затеси». Затесь — это зарубка на деревьях в тайге, сама по себе вещь древняя и всем знакомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Затеси делались на деревьях, а между деревьями с затесями образовывалась тропа, которая помогала путникам не заблудиться в тайге. Таким образом, затеси — это ориентиры, не дающие сбиться с пути, своеобразные путеводные звёзды.
Николай Михайлович Рухленко — это уникальная личность, удивительный человек, педагог, наставник, учитель. Он также своим ученикам, коллегам дарил бесценные жизненные ориентиры, законы, наставления, которые сегодня очень хочется сравнивать с астафьевскими затесями. Его идеи, принципы, методы и приёмы работы с детьми, молодыми коллегами актуальны и сегодня. Они по-прежнему эффективны, приносят результаты, помогают жить его ученикам, являются ориентирами в педагогической деятельности и не только.
Жизнь человека всегда меряется школой: дошкольник, школьник, выпускник. Все мы родом из детства. А учитель — самый важный человек в жизни ребёнка. Николай Михайлович отлично это понимал, он всегда верил, что будущее человечества в руках школьного учителя математики, русского языка и литературы, истории, физики… Поэтому он создал коллектив единомышленников, в котором каждый был личностью, специалистом, новатором, но прежде всего профессионалом, высококвалифицированным знатоком своего предмета.
С первых дней в школе он сумел объединить в работе по достижению поставленных целей опытных педагогов: Любовь Яковлевну Годовникову, Раису Сергеевну Борзилову, Анастасию Никитичну и Ивана Сергеевича Жилиных, Валентину Филипповну Мироненко, Клавдию Трофимовну и Николая Яковлевича Нечёса, Ивана Сергеевича Поддубного, Ивана Григорьевича и Клавдию Фёдоровну Рязанцевых, Александру Трофимовну Савину и, конечно, молодых специалистов, в руках которых было будущее школы, Ивана Ивановича Бранько, Ольгу Николаевну Бранкевич, Нину Васильевну Жилину, Валентину Васильевну Коростелёву, Татьяну Ивановну Котлярову, Ольгу Ивановну Лесину, Елену Васильевну Лукьянову, Надежду Николаевну Матафонову, Татьяну Анатольевну Рухленко, Анну Борисовну Севалкину, Валентину Александровну Сидунову, Василия Васильевича Щепилова. Учителя под руководством Рухленко изучали новые методики, применяли инновационные практики, участвовали в семинарах, конференциях, проводили открытые уроки, мастер-классы, обменивались опытом работы с коллегами. Николай Михайлович понимал, что в стремительном, быстро меняющемся мире нельзя стоять на месте. Его позиция рождала творческий поиск в коллективе, желание освоить новое в профессии. Благодаря настойчивости, упорству, молодости получалось всё.
Нас учили люди, не только несущие знания своего предмета, но и учителя, воспитывающие личность, образованного и готового к жизни человека. Каждый учитель в орликовской школе благодаря «огранке» директора школы блестел всеми гранями профессионального таланта. Жизнь коллектива была наполнена творчеством, поиском новых форм работы, коллективными делами, решением новых задач. А свою главную задачу Николай Михайлович видел в повышении профессионального мастерства каждого учителя. Сам был профессионалом и растил профессионалов из молодых учителей. Шли годы, на смену опытным педагогам пришла молодёжь. Был период, когда на сессии в Белгородский педагогический университет уезжали сразу десять молодых учителей. Николай Михайлович, самый строгий, тот, которого мы немного боялись, но очень уважали и любили, использовал весь свой профессионализм, своё мастерство, чтобы научить нас, молодых коллег, желанию и умению профессионально расти, самосовершенствоваться, чувствовать ответственность за результаты своего труда.
Николай Михайлович всегда считал, что сила педагога в большой любви к детям, в видении в каждом ребёнке личности и проявлении к ней самого глубокого уважения. Он довёл педагогику до искусства, его уроки — это мгновения открытий, совершенствования, встречи с интересным. Несмотря на внешнюю строгость директора, ученики всегда ждали встречи с ним. Общение — это было событие, праздник. Он умел просто рассказать о сложном, обладал удивительным чувством юмора, пониманием прекрасного, тонко чувствовал красоту окружающего мира. Дети — маленькие психологи! Их не обманешь! Они очень тонко чувствуют учителя, его энергетику, настроение, отношение к ним. Его пример вдохновлял многих выпускников школы выбирать педагогическую профессию. Труд учительского коллектива стал приносить результаты. Сельские дети из Орликовской средней школы начали уверенно побеждать в творческих конкурсах, олимпиадах регионального, федерального и международного уровней.
Эти слова стали девизом коллектива школы, когда в 1989 году в Орлике было построено новое здание. Сельские дети смогли окунуться в атмосферу красоты в зимнем саду и зале сказок, восхититься красотой на многочисленных выставках в коридорах и кабинетах школы. Произведения мастеров Палеха, Жостова, Хохломы можно было увидеть в кабинете русского языка и литературы, который с любовью оформляли для своих учеников Николай Михайлович и Татьяна Анатольевна. А кабинет директора школы — это была настоящая оранжерея редких и красивых цветов. Рекреации украсили аквариумы и клетки с птицами, каменные гроты, лепнина на стенах, всего не перечислить. Но главным украшением школы стали работы детей, которые для выставок Николай Михайлович отбирал сам. Он видел и успевал делать всё. Были соз-
даны уникальные экспозиции музеев иконописи, этнографии, природы, боевой славы, образования. Об опыте работы школы, её коллектива заговорили на всероссийском и международном уровнях.
Николай Михайлович всегда считал, что народная культура — неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности. Её в школе стали изучать в рамках предметов учебного плана, внеурочных занятий. На классных часах проводили встречи с народными умельцами. Так дети узнали, как в Орликовской слободе пекли хлеб, делали квас, плели лапти, пряли пряжу, ткали холсты, делали посуду и домашнюю утварь и многое другое. Результатом этой целенаправленной работы стали победы школы во всероссийском фестивале «Духовное возрождение села», всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в номинации «Школа с этнокультурным компонентом» и другие.
Сотрудничество школы и родителей способствует развитию личности ребёнка, повышению результативности воспитательного процесса. Школа делала всё, чтобы родители были союзниками и помощниками. Как не вспомнить такую форму работы, как презентация положительного опыта семейного воспитания. Сколько семей представили свой положительный опыт по воспитанию детей! Сколько родителей смогли испытать чувство гордости за свою семью, своего ребёнка. Школа в тот момент была центром воспитания на селе. И воспитывались не только дети, но и взрослые. В практику работы вошли лектории для родителей, клуб интересных встреч, родительские собрания в нетрадиционной, необычной форме, большое количество общешкольных мероприятий. Всё село собиралось на школьные праздники: День матери, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», смотр строя и песни, конкурс инсценированной песни и многое другое.
Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе». Николай Михайлович никогда не останавливался в своём развитии. Очень много читал, изучал методическую литературу. Возглавлял школьное методическое объединение учителей русского языка, районную секцию учителей-словесников, секцию директоров школ района, являлся председателем жюри олимпиад и конкурсов, комиссии по оценке медальных работ. Ежегодно издавал учебные пособия, книги, участвовал в целом ряде экспериментов. В это же время являлся депутатом областной Думы нескольких созывов. Работоспособности этого человека можно только удивляться.
Директор находился в постоянном саморазвитии и развивал педагогический коллектив. Возглавляемое Николаем Михайловичем учреждение прошло в своём развитии большой путь: общеобразовательная школа — учебно-воспитательный комплекс — духовно-просветительский центр — базовая школа по отработке профильного обучения — экспериментальная площадка нескольких региональных экспериментов. Мощным инструментом развития педагога Николай Михайлович считал конкурсное движение. Он является победителем районного и областного конкурсов профессионального мастерства «Учитель года». Каждый год учителя школы представляли опыт работы, своё мастерство в районном конкурсе. Эта традиция неизменна до сих пор.
Николай Михайлович не побоялся всё начать с нуля на новом месте. На протяжении ряда лет он живёт и трудится в Белгороде. Занимал и занимает самые высокие посты в министерстве образования Белгородской области. Но при этом всегда остаётся человеком доступным для общения, консультаций, помощи, интересуется делами школы и района, искренне радуется нашим победам, переживает наши ошибки.
Николай Рерих сказал: «Ни один завоеватель или государственный деятель не может изменить народ… Но учитель может». Николай Михайлович Рухленко воспитал не одну тысячу учеников, научил их любить русский язык, русское слово. Он оставил яркий след в душах воспитанников, которые стараются жить и работать в соответствии с наставлениями и наказами своего Учителя. Живут в разных уголках нашей большой страны, охраняемые и оберегаемые его «затесями». Мы в неоплатном долгу перед нашими учителями, чьи любовь, опыт, забота сопровождают всю нашу жизнь, перед учителями, которые любят нас только за то, что мы есть.
Время неумолимо движется вперёд. Размышляя, задаю себе вопрос: «Какого педагога можно считать хорошим?». И сама отвечаю: «В сердце которого живёт любовь к жизни, школе, предмету, родному коллективу, детям». Мне в этом плане повезло: меня этому когда-то научили в родной школе любимые учителя.
Уважаемый Николай Михайлович! Поздравляем Вас с днём рождения! Никогда не сожалейте ни об одном дне в своей жизни: хорошие дни дарят счастье, плохие — опыт, худшие преподают уроки, а лучшие создают воспоминания.