Стройный, статный, мускулистый Кирилл Решетников подошёл к турнику на спортивной площадке возле школы, подтянулся пару раз, довольный отправился на занятия. В этом году у него выпускной. Взрослый, даже не верится, кажется, только вчера родители его привели такого маленького, слабенького первый раз в первый класс.
С одноклассниками он ладил, дружил, а вот других ребят побаивался. Был у них тут такой «силач», учился в третьем классе. Лобастый, широкоплечий крепыш. Верховодил над малышнёй, отпускал злые шуточки, щёлкал по носу ребятишек, ходил вразвалочку, словом, возомнил, что он главнее всех. Учился еле-еле, а на плохие поступки ума у него хватало.
Некоторые сверстники ему завидовали и ходили за ним хвостиком. Это ему льстило и подстрекало на глупости. Уже два раза Лёньчик (так его величали нерадивые ученики) обидел Кирюшку. Просто так больно стукнул по лбу. Мальчик не заплакал, но было обидно, что не может дать ему сдачи, тот на голову выше его и помощнее. Так же терпели и другие малыши, над которыми «силач» подтрунивал.
Пятиклассник Серёжа Соколов однажды увидел этого наглого Лёньчика, который высматривал среди резвившихся в коридоре первоклассников себе очередную жертву. В этот раз Соколов спешил в свой класс, был дежурным и боялся опоздать. А после уроков опять столкнулся с этим наглецом, который, будто нечаянно, сделал подножку маленькому Решетникову. Кирюша упал и сильно ушиб колено. Серёжа возмутился, встряхнул обидчика, прижал к стенке и строго проговорил:
Вот что, «силач», ты разве не знаешь, что слабых защищать надо, а не издеваться над ними?
Лёньчик почувствовал, что пятиклассник не только старше и сильнее, но его властный и решительный голос поставил нахала на место, дал понять, что есть кому защищать обиженных. «Силач» струсил, даже глаза закрыл, ожидая крепкого подзатыльника. Но Соколов не стал марать руки, а внушительным голосом предупредил:
Если ты ещё хоть раз кого-то из них тронешь, я тебе вставлю мозги куда следует, понял? Прибереги свою силу на хорошие дела и поступки, «силач»!
Потом Серёжа побывал у третьеклассников и посоветовал ребятам привлечь Лёньчика к общественной работе в классе, в школе. Сам Соколов занимался спортом, играл в футбол, ходил на лыжах, хорошо плавал.
На зимних каникулах решил пригласить Лёню пойти с ними в поход на лыжах. Заранее связался с его родителями. Оказалось, что жили они в одном доме, только в разных подъездах. Поговорили с учителями и организаторами похода, включили Лёню в отряд. На лыжах он плохо стоял, но ребята всячески ему помогали. Во время похода «горе-силач» вдруг понял, что не сила в человеке главное, а слаженность действий, взаимная выручка, дружба, товарищество. Сила — это, когда все вместе.
Так постепенно он стал посещать спортивные кружки, увлёкся плаванием. Про малышей просто забыл, больше не насмехался над ними, подтянулся в учёбе, учителя даже стали хвалить его старания. Это помогало изменить своё прежнее поведение. Спортсменом он не стал, но стал жить нормальной жизнью обыкновенного школьника.
Уже давно и он покинул стены родной школы, и Соколов, который так помог ему. А сейчас и Кирюша вступает в самостоятельную жизнь. Прощай, детство! Прощай, школа!
Пришла пора отправиться Решетникову на службу в ряды защитников Отечества. Учёба, присяга, и потекли нелёгкие армейские деньки. Выручали навыки из школьных уроков физической культуры, которые он любил, тренировки в спортивном зале. Ему было легче нести службу, чем тем ребятам, которые мало дома занимались спортом.
Вот скоро и дембель. Всё чаще его фамилия стала звучать из уст командиров отряда, роты. Рядового Решетникова, в числе с другими сослуживцами, отмечали как лучшего армейца, овладевшего навыками военного искусства.
Перед увольнением были назначены последние учения-соревнования, чтобы закрепить знания, полученные во время службы. Отряд, в котором был Решетников, получил задание окопаться, замаскироваться и в нужный момент нанести удар по условному противнику. Бойцы заняли нужную позицию. Накануне учений пролил сильный дождь, лужи, липкая грязь, но ребята врылись в землю, затаились, стали наблюдать за противником. Учения, как настоящий бой, грохот, стрельба, разрывы.
Рядом находился старый, но глубокий пруд. Обрывистый берег, по краю которого проходила размытая грунтовая дорога с потайными ямами и ухабами. Сейчас она была скользкая и опасная. По этой самой дороге мчалась служебная машина, в которой обычно находится офицерский состав. Мотор натружено гудел, колёса врезались в грязь, буксовали. Водитель дал газу, машина вдруг накренилась и покатилась с обрыва прямо в пруд.
В это же время прозвучала команда отряду вступить в бой. Бойцы выпрыгнули из укрытия и устремились вперёд. Кирилл боковым зрением увидел, как машина, перевернувшись, уходит под воду. В голове пронеслись тревожные мысли: «Что делать, приказ нарушать нельзя, но там, в воде, в машине люди, их надо спасать. Их гибель будет на моей совести. Будь что будет! Ребята в отряде надёжные, не подведут, справятся без меня, должны выиграть бой…».
Решился, сполз по крутому обрыву вниз. Машина почти вся уже в воде. Набрав в лёгкие воздуха, солдат нырнул, схватился за дверную ручку, не открывается. Вынырнул, глотнул свежего воздуха и снова под воду. Намокшая армейская форма тянула на дно. Опять схватился за ручку, рванул, дверца полуоткрылась, из кабины вывалился водитель. Кирилл вытащил его из воды, оказал первую помощь.
Там капитан, — прошептал шофёр.
Солдат кинулся вновь к машине. Капитан без движений сидел в одной позе. Вот-вот вода захлестнёт его с головой. Как оказалось потом, у него была сломана рука, ноги свело от холода. Он находился в шоковом состоянии.
Кирилл изрядно устал, последним усилием вытащил капитана из машины, вытолкнул из воды, обессиленный повалился рядом. Им на помощь уже бежали сослуживцы Решетникова. Кирилл не ошибся, бойцы не подвели. Учения прошли успешно. Отряд выполнил свою задачу. Не увидев Решетникова среди своих, поняли, где он, вовремя подоспели.
Капитана отправили в госпиталь, водитель и Кирилл отлежались в санчасти. Решетников, конечно же, по всей строгости получил взыскание за самовольную отлучку из отряда. Но совесть его была чиста. Рискуя своей, он спас две жизни. Командиры были довольны поступком бойца.
Выздоравливающий капитан Сергей Соколов решил познакомиться со своим спасителем ближе, пригласил его в палату.
Товарищ капитан! Рядовой Решетников явился…, — начал было докладывать Кирилл и осёкся…
Перед ним в больничном халате стоял тот самый Сергей, пятиклассник, который когда-то защитил от обидчика его, маленького мальчика. А Соколов его не узнал, протянул солдату руку, обнял, поблагодарил за спасение.
А ты… Вы..., — путаясь в словах, смущённо спросил Кирилл. — Не узнаёте меня? Я тот первоклассник, которого обижал Лёньчик.
Неужели? Ну ты и вырос! — удивился Соколов. — Молодец, бравый солдат! Теперь уже тебя никто не обидит. Постоишь за себя сам. Благодарю за твою человечность и службу!
Служу России! — вытянувшись в струнку, радостно отчеканил Решетников.
Потом в дружеской беседе они вспоминали свои детские годы, разные случаи из школьной жизни, друзей, учителей. Оба были под впечатлением судьбоносной встречи через немалый промежуток времени. И вряд ли забудут её в дальнейшей своей жизни.