Январь 1954 года стал знаменательным не только для нашего региона, который выделился в самостоятельную область, но и для тысяч белгородских семей, в которых в это время появились малыши. Их детство нельзя назвать сытым и комфортным, но все они с огромным теплом и любовью вспоминают школьные годы, пору своей молодости и начало самостоятельной жизни. Вместе с Белгородчиной рос и взрослел и Анатолий Иванович Пацуков — новый герой нашей рубрики «Ровесники области».
Совсем недавно коренной чернянец Анатолий Иванович Пацуков отметил 70-летний юбилей, а это значит, что есть прекрасный повод вспомнить жизненный путь ещё одного ровесника области и добавить ещё один штрих к коллективному портрету нашей малой родины. Мы побывали в гостях у именинника и поговорили о его детстве и юности, трудовой и семейной жизни — словом, обо всём, чем наполнено существование каждого белгородца.
Родился Анатолий в семье простых чернянских тружеников Ивана Семёновича и Лидии Андреевны Пацуковых, всю жизнь посвятивших работе на маслобойном заводе и мясокомбинате. Он и сейчас живёт в доме, построенном в переулке Ломоносова на том же самом месте, где родился и вырос. Вместе со старшим братом Виктором и младшей сестрой Еленой он стал частью большой и дружной оравы местной детворы, которая целыми днями пропадала на речке, по выходным бегала на детские сеансы в кинотеатр «Комсомолец», а зимой каталась с горок на санках и лыжах.
Воспоминания о детстве — это, конечно, в первую очередь, школа (нынешняя вторая, а тогда — единственная в посёлке десятилетка) и первая учительница Екатерина Тимофеевна Самарская. А ещё — футбол, волейбол, баскетбол, пионерские отряды, сбор металлолома и макулатуры, участие в зарницах и поездки по колхозам с агитбригадой.
«Как раз за выступление с агитбригадой наш класс получил награду — поездку в Киев на летних каникулах. Мы тогда учились в восьмом или девятом классе, уже не вспомню точно, и это было моё первое путешествие за пределы родной Чернянки. Школьную машину ГАЗ-51 оборудовали скамейками и тентом, мамы снабдили нас провизией, и мы поехали. Добирались двое суток, по пути останавливались на ночёвку в какой-то школе. В Киеве тоже нас разместили в школе: мальчики в одном кабинете, девочки — в другом. Впечатлений было море: огромный город, красивые здания, улицы, Киево-Печерская лавра. А на обратном пути я заблудился в Полтаве, искали всем классом», — со смехом вспоминает свою первую туристическую поездку Анатолий Иванович.
А потом был выпускной, рассвет на меловой горе и начало самостоятельной взрослой жизни. Перед армией успел немного поработать на маслобойном заводе. Долг Родине Анатолий Пацуков отдавал на Северном флоте: сначала попал в Северодвинск, потом направили в учебку в Архангельск, а завершил свой армейский путь он уже в Норильске.
«В 1975 году я вернулся, нашёл свою Наталью Ивановну, и через полгода, когда ей исполнилось 18 лет, мы поженились. А познакомились мы с ней годом раньше, когда я приезжал в отпуск», — рассказал Анатолий Иванович.
Эта история заслуживает отдельного внимания. Только представьте: молодой, статный, красивый парень в морской форме — и в центре Чернянки! Конечно, все девчонки, которые в тот момент проходили мимо только недавно отстроенного кинотеатра «Космос», обратили на него свои взгляды. Но ему приглянулась только одна, самая красивая.
«Уже с седьмого класса мы с подружками подрабатывали в заготконторе — перебирали овощи, — подключилась к разговору Наталья Ивановна. — В летние месяцы мы получали по 34-36 рублей, и нам этого хватало, чтобы купить себе всё необходимое к школе. И спортивную форму, и носочки, и полукеды могли купить. А платья шили в ателье. Вот в тот день мы с девчонками как раз получили свои честно заработанные деньги и шли в ателье заказывать брюки. И вдруг видим моряка! А мой отец тоже был моряком и служил на Северном флоте, поэтому на меня Толина форма произвела особое впечатление».
В то время Наталья встречалась с другим парнем, и тем вечером пошла с ним в кино, а не на танцплощадку в парк Горького, как надеялся Анатолий. Но в следующие выходные всё сложилось так, как было угодно судьбе: и с парнем Наталья поссорилась, и пришла с подругой именно туда, где с нетерпением ждал появления понравившейся девушки её будущий муж.
Прогулки под луной после дискотеки по исконно русскому обычаю продолжились дракой с местными забияками, а девчонки тем временем разбежались по домам. Следующая встреча их состоялась только через год, когда подошёл к концу срок службы моряка. Вернувшись домой, первым же вечером Анатолий отправился в Дом культуры, разыскал свою суженую, пригласил на танец и вызвался проводить до дома.
«Вот так до сих пор и провожает, скоро уж 50 лет будет», — смеётся Наталья Ивановна.
В феврале 1978-го у них родилась дочь Людмила, а через несколько месяцев неожиданно для всех выяснилось, что в семье грядёт новое пополнение.
«Мы поженились осенью 75-го, а уже весной начали строить свой дом, так как жили в маленькой времянке. Мама дала денег на стройматериалы — 2,5 тысячи, тогда это была большая сумма, и мы купили всё, что было нужно. Тесть помогал строить: он был и за каменщика, и за плотника, и за штукатура в одном лице. Конечно, делали всё своими силами, поэтому дело это было небыстрое. И вот представьте: стройка в самом разгаре, дочке только годик, и у нас рождаются близнецы Саша и Серёжа», — вспоминает Анатолий Иванович.
Конечно, по началу молодым родителям было трудно, но молодость и энергия брали своё, и работа спорилась у них в руках. Вместе заботились о детях: пока мама нянчила дома близнецов, папа с маленькой дочкой ходил в магазин, на рынок, гулял в парке и сквере. Когда мальчишки подросли, все вместе занимались хозяйством, заготавливали сено для телят, обрабатывали небольшой огород возле дома и участок в 50 соток в Малом хуторе. Ребята не боялись никакой работы, как говорит Наталья Ивановна, за папой «хвостиком» ходили, во всём помогали.
«Раньше было веселее, — признаётся Анатолий Иванович. — Например, дом мазали — к нам вся улица пришла на помощь. А потом, конечно, застолье, песни. Они нам помогали, мы — им. Дружно жили. На проводах наших ребят тоже всей улицей гуляли. Столы на 120 человек накрывали, прямо здесь, во дворе. А танцевали на улице. У нас тогда только-только асфальт положили. Сыновья служили в спецназе, а сейчас оба пошли добровольцами на СВО. Саша уже вернулся, а Сергей только недавно отправился на фронт. Получается, сменил брата на боевом посту».
Записей в трудовой книжке у Анатолия Пацукова много, но большую часть жизни он провёл за баранкой грузового автомобиля или пассажирского автобуса. И всегда выбирал то, что было важнее в данный момент для семьи. Строили дом — значит нужно идти в строительную организацию, чтобы иметь возможность подешевле приобретать стройматериалы. Когда закончили стройку, занялись хозяйством (держали быков, поросят, кур, гусей, уток — словом, полный двор живности) — значит, надо идти на спецхоз, поближе к кормам. Когда была хорошая (по сравнению с другими предприятиями) зарплата в автохозяйстве, перебрался туда — водил пассажирский автобус и возил чернянцев в Белгород, а летом студентов из стройотрядов доставлял к месту работы на строительство дорог в районе. Было и такое время, когда всей семьёй Пацуковы занимались выращиванием картошки и капусты на продажу.
Накопив денег, Анатолий Иванович купил свой первый КАМаЗ и на полтора десятка лет переквалифицировался в предпринимателя. Он возил кирпич, асфальт, зерновые, свёклу — всего не перечесть. Работы было много, и найти источник заработка для энергичного и трудолюбивого мужчины не составляло большого труда. Со временем семейный автопарк пополнился более мощным МАЗом, но вот использовать его возможности на полную мощность уже не получилось, так как неожиданно заморозили уже начавшееся строительство объездной дороги, а крупные заводы постепенно обзаводились собственными автопарками и в услугах частных перевозчиков нуждались всё меньше.
Дети давно выросли, да и трое внуков стали уже совсем взрослыми, и сегодня, казалось бы, Анатолию Ивановичу можно было спокойно отдыхать, но он продолжает трудиться. Человеку, который за всю жизнь ни одного дня не оставался без дела, сложно усидеть на одном месте. Подтверждение тому — пусть и не такое большое, как в молодости, но всё же приличное хозяйство из кур и индоуток. Да и огромный МАЗ, который и сегодня ждёт своего часа возле его дома, не даст соврать. А в мечтах — возродить любимое когда-то дело и завести пчёлок. Чтоб как раньше, не меньше 25 ульев.
И ведь согласитесь, всё в жизни человека и его родного края взаимосвязано, во всём можно увидеть аналогии. Белгородчина, как и 70 лет назад, продолжает расти и развиваться, только постепенно взрослеющие дети заменяют уходящих на покой стариков, подставляют родителям плечо и в труде, и в боевом строю, а в будущем на этой же самой земле будут расти и работать внуки и правнуки нынешних белгородцев — ровесников области.