Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
91.78
+0.00$
98.03
+0.00
+11 °С, ясно
Белгород

Преподаватель истории из Чернянки Алла Шалимова: «Учитель — это призвание»

5 октября 2023, 10:11ОбществоФото: личный архив Аллы Шалимовой

В интервью газете «Приосколье» педагог рассказала о своём становлении в профессии и необходимых для этого человеческих качествах.

Педагог высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования, заслуженный учитель Российской Федерации Алла Шалимова преподаёт историю в школе №2 посёлка Чернянка вот уже 27 лет.

— Профессия учителя — это призвание, в ней не должно быть случайных людей, поскольку на нас лежит огромная ответственность, — говорит Алла Ивановна и полностью соответствует собственному критерию.

Родилась будущий педагог в Чернянке. Мама Нина Аникановна трудилась бухгалтером в пенсионном фонде, папа Иван Иванович — рабочим на кислородной станции. Первой в учительскую профессию пошла старшая сестра Татьяна, которая с детства мечтала учить детей. В своих играх они чаще всего играли роли учительницы и ученицы, благодаря чему в первый класс младшая Алла пошла уже прекрасно умея читать и писать. Работать во вторую школу, которую она сама окончила с медалью, Алла Шалимова пришла в 1996 году, сразу после окончания университета.

— Когда выбирали для себя учительскую стезю, были перед глазами достойные примеры? Кого из педагогов помните из своего школьного детства?

— Моими коллегами стали те учителя, которые привили мне интерес к истории, любовь к учительской профессии. Многие из них были для меня примером истинной интеллигентности, самообладания, огромного трудолюбия и чуткого отношения к детям. Учителем истории и моим наставником был Алексей Михайлович Пискарёв — в те годы директор школы, замечательный педагог и человек, который всегда подчёркивал воспитательное значение уроков истории. Ещё одним наставником и по сей день остаётся Михаил Иванович Дряхлов, к которому я всегда могу обратиться за советом. Хочется назвать всех своих педагогов, но это тема для отдельной большой статьи. Вспоминаются уроки русского языка и литературы Риммы Константиновны Ситнянской, химии — Антонины Петровны Сухоносенко, биологии — Ольги Григорьевны Тимко. Это люди, которые жили своей профессией: работали с нами и после занятий, занимались опытными участками, ходили в походы. Но всё же, интереснее всего было, когда на уроках они отходили от темы, рассказывали о предмете на своих личных примерах, потому что это всегда было что-то значимое.

— Какие события из школьной жизни остались в памяти?

— Мероприятие, посвящённое республикам Советского Союза. Каждый класс должен был рассказать об одной из республик: показать костюм, подготовить национальную песню или танец. Нам достался Узбекистан. Эту идею можно было бы и сейчас вернуть в немного другом прочтении, ведь у нас многонациональная страна, и обо всех народах есть что рассказать.

— А как Вы говорите о соседних странах с сегодняшними школьниками?

— Обязательно включаем эти темы в «Разговоры о важном», а в целом обсуждаем их больше на уроках обществознания, когда у детей возникают вопросы о каких-то глобальных процессах, происходящих в мире. Патриотизм, гражданственность, солидарность — этим понятиям стали сейчас уделять гораздо больше внимания, что не может не радовать. Я делаю акцент на развитии внутренней экономики: пусть сейчас, пока идёт перелом, это тяжело, но у нас уже есть превосходный фундамент — это богатые ресурсы и замечательные люди, важно, чтобы сейчас вся энергия была направлена на усиление нашей страны.

— Зачем нужна история? Как Вы мотивируете детей на изучение своего предмета?

— Я всегда объясняю, что любой предмет из школьной программы важен и нужен в первую очередь для развития личности, формирования мировоззрения. Запомнить всё невозможно, да это и не нужно, но человеческий мозг собирает информацию, как пазлы, и из разных областей знаний складывается наша система взглядов на мир. В будущем один посмотрит на мир с точки зрения математики, другой — литературы, третий — химии, биологии. И сделает свой выбор. А без знания истории невозможно понять, что происходит в настоящем, дать верную оценку событиям. Очень важно участвовать в жизни страны. Даже если вы не член политической партии или депутат, как минимум вы — избиратель. Приходя на избирательный участок, вы должны сделать свой осознанный выбор и тем самым выбрать будущее.

— Бывает такое, что своими вопросами дети ставят в тупик?

— Даже если чего-то не знаю, я не считаю, что это плохо. Всегда можно открывать для себя что-то новое, даже если ты учитель. А если ребёнка заинтересовала тема, и он хочет её изучить — прекрасно! Он может подготовить по ней доклад и рассказать всему классу, в том числе и мне.

— С каким возрастом интереснее работать?

— Раньше мне всегда нравилось работать со старшеклассниками, потому что с ними можно вступить в диалог, поспорить, порассуждать. В последнее время я стала замечать, что мне интереснее с пятиклассниками — они более искренние, открытые, любознательные, благодарные.

— Вы следите за судьбой своих выпускников?

— У нас небольшой посёлок, поэтому и учеников своих я могу встретить везде — и в библиотеке, и в больнице, и в магазине. Когда знакомлюсь с классом, я всегда прошу ребят рассказать о своей мечте, которую нельзя купить. Кто-то хочет быть врачом — помогать людям, спасать их жизни, кто-то учителем, кто-то спортсменом. Запомнился мальчик, который мечтает стать политиком. Но у всех мечты светлые, добрые, благородные. А в выпускном классе после последнего звонка они пишут письма самим себе — через пять лет и через 10 лет. Конверты мы запечатываем, и потом ребята через время приходят ко мне и забирают эти письма. Каждому интересно получить такое письмо, будучи уже взрослым человеком.

— Если бы появилась возможность перенестись в любую эпоху, в любую страну любого времени, куда бы Вы отправились, с кем поговорили?

— Хотя я и учитель истории, мне больше нравится смотреть в будущее. Тем не менее, встретиться я бы хотела с Николаем Вторым. Отрёкся бы он от престола, если бы знал, что в дальнейшем его семью ждёт такая судьба? Оценки таким личностям дают очень разные, но, в любом случае, его эпоха была переломной в истории государства.

— Вы — почётный работник общего образования, заслуженный учитель Российской Федерации. Что помогает добиться высоких результатов?

— Во-первых, этими высокими наградами отмечены не только мои заслуги, но и труд всех моих коллег, без поддержки которых они были бы невозможны. Во-вторых, это желание помочь детям раскрыть свои способности, добиться успеха.

— Каким должен быть настоящий учитель? Какими качествами обладать?

— Наверное, должен быть целый набор качеств, без которых нельзя идти в профессию учителя. Нужно любить людей, быть человечным, обладать высокой эмпатией. Важно уметь быть интересным, показывать достойный пример детям, а для этого приходится ставить самому себе высокую планку. Работать добросовестно, увлечённо, идти в ногу со временем — это малое, что должен делать настоящий педагог. А когда нужно, он станет и актёром, и режиссёром, и художником, и поэтом. В эту профессию нельзя идти ради зарплаты, только по призванию.

— Спасибо за интересную беседу.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анастасия Слепцова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество26 апреля , 12:33
Валовой доход субъектов МСП Белгородской области за 2023 год составил более 320 млрд рублей
Материал
Общество25 апреля , 10:17
Вячеслав Гладков рассказал о старте сева сои
Материал
Общество24 апреля , 09:53
Вячеслав Гладков — о втором месте нашей сборной на всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО