Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Много можно говорить и о важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к традициям других этносов.
Патриотическое воспитание дошкольников начинается с малого — со знакомства со своим родным краем. Здесь огромное значение имеет пример взрослых, в особенности — близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла), их фронтовых и трудовых подвигов можно привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Средоточием такого рода информации является краеведческий музей. Он, как огромный волшебный ларец, хранит необычайную драгоценность — время, которое живёт в виде музейных предметов. Экскурсии способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников, являются средством приобщения детей к культурным ценностям и традициям.
Чернянский районный краеведческий музей успешно сотрудничает со многими дошкольными учреждениями муниципалитета. Экскурсии практикуются довольно часто, ведь своеобразное путешествие в прошлое и возможность увидеть воочию жизнь предков наилучшим образом позволяют познакомить детей с историей родного края.
Задача музейных сотрудников и воспитателей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Под руководством директора Ольги Катинской специалисты музея разработали цикл занятий и экскурсий. В тесном сотрудничестве с воспитателями они проводят беседы, викторины, игры, мастер-классы, в ходе которых знакомят малышей с богатым краеведческим материалом, накопленным в этой кладовой истории.
Не остаются в стороне и родители. Вместе с детками они занимаются исследовательской деятельностью: изучают историю посёлка, узнают, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями и известными жителями, участвуют в туристических прогулках по центру.
Включение экскурсий в образовательный процесс говорит о высокой эффективности средств музейной педагогики в области гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Безусловно, тесное сотрудничество детского сада и музея способствует приобщению детей к истории края и своего народа, помогает воспитывать любовь к Родине, что весьма актуально и важно в наше сложное время.