Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
91.78
+0.00$
98.03
+0.00
+14 °С, ясно
Белгород

Чернянец Василий Лыков поделился воспоминаниями об участии в Афганской войне

15 февраля 2023, 09:21ОбществоФото: Анатолий Гусаков

В жизни он во всём ровнялся на своего отца, участника Великой Отечественной войны Фёдора Даниловича Лыкова.

42 года в управлении культуры трудится водителем участник войны в Афганистане Василий Лыков. Как профессионала его хорошо знают сотрудники учреждений отрасли во всех уголках муниципалитета.

Работе в сфере культуры района много лет отдал отец Василия — ветеран Великой Отечественной войны Фёдор Данилович. Родился старший Лыков в сентябре 1926 года в селе Волотово Чернянского района. На фронте — с декабря 1944 года. Участвовал в Висло-Одерской операции, форсировал Одер, брал немецкие города Бранденбург, Зорау, Люблин, Мускау, Финстервальде, Швейдниц, Штейнау, штурмовал Берлин. На его рассказах о войне и воспитывался сын, креп его патриотизм.

Жили Лыковы в Чернянке, здесь Василий учился. Окончив десятилетку и получив вместе с школьным аттестатом права на управление грузовым автомобилем, чтобы закрепить навыки профессии, пошёл учиться на автокрановщика в ГПТУ №7. Двойное обучение водительскому делу сыграло решающую роль при определении рода войск по призыву в армию.

Его отправили его в группу советских войск в Чехословакии. Здесь распределили в соответствии с имеющейся профессиональной подготовкой в 285-й противотанковый истребительный дивизион. Почти год службы и боевой выучки, как и всех сослуживцев, проходил спокойно и размеренно, росло воинское мастерство. Солдатом Василий был ответственным и дисциплинированным, приказы выполнял добросовестно и чётко, за что часто командиры поощряли его, а родители получали письменные благодарности, чем всегда гордились. 

Случались на службе тревоги, выезды на тактические учения, но они воспринимались как должное. Но однажды тревожный подъём закончился необычно. Шёл период 1979 года, в подразделении уже знали, что Советский Союз по просьбе руководства братского народа демократического Афганистана ввёл войска на территорию республики. Выполнив марш-бросок, подразделение оказалось на военном аэродроме, где получило приказ погрузиться в готовые к вылету самолёты. О цели и конечной точке маршрута военнослужащим не говорили, но все сразу поняли, что впереди Афганистан, либо одна из граничащих с ним республик Союза. Так и случилось. Разместили прибывших из Чехословакии военных в Узбекском Термезе.

В Афганистане нет железных дорог, а материальное обеспечение боевых частей и соединений ограниченного контингента советских войск в республике было необходимо, как воздух. Его обеспечивали автомобильные подразделения. Потому постоянно уходили из Термеза в республику воинские автомобильные колонны в рейсы, которые длились порой по несколько суток, а бывало и недель. Водителям приходилось ночевать там, где застигала ночь, и кабина автомобиля для них были, что стены родного дома.

«Почти всегда впереди колонн шли сапёры, впереди и в арьергарде — бронемашины, а сверху прикрывали от бандитских нападений вертолёты. Душманские засады, мины поджидали на дорогах часто. И тогда от нас, водителей, несмотря на сильнейшую защиту, требовались максимальные внимание, самообладание, высокое шофёрское мастерство и личная храбрость», — рассказал Василий Фёдорович.

Буквально с первых дней прибытия включился в боевую работу: стал доставлять в места размещения боевых частей и подразделений необходимые строительные материалы, палатки, горючее, продовольствие, а также тяжёлое вооружение и боеприпасы в составе колонн водитель Василий Лыков. Колонны формировались практически ежедневно, по мере готовности отправлялись в Афганистан. Вернувшиеся на базу, тут же загружались и по новой отправлялись через границу.

Военные водители оказались в Афганистане на самом острие ратной жизни. Эта профессия с самого начала ввода советских войск была на территории республики одной из самых востребованных и героических. И не только из-за огромной угрозы быть на каждом километре дорог расстрелянными, взорванными душманами, но ещё и от того, что от успешного выполнения заданий зависели жизни сотен и тысяч солдат и офицеров, успех десятков боевых операций советских войск.

Боевые задачи на трудных и опасных дорогах Афганистана были Василию Лыкову по плечу. Даже в экстремальных ситуациях солдат не терял выдержки и самообладания. Однажды, как он вспоминает, движение колонны было приостановлено бандитами яростным огнём — выстрелами из гранатомётов. Многие водители вступили с ними в бой. Благодаря умелым и слаженным действиям, атаку успешно и без потерь отбили. 

Василий не реже одного раза в месяц отсылал родителям солдатские письма. Писал, что всё хорошо, не за горами победа. Но, увы, во время его службы, продлившейся почти на два месяца дольше положенного срока, она не пришла. Вернулся домой солдат после службы заметно повзрослевшим. Немного отдохнув, устроился работать в отдел культуры водителем автобуса. Снова были поездки, но совсем уже не те, что в Афганистане. Но афганские дороги всё равно приходят к нему: в снах, картинами воспоминаний на ежегодных встречах ветеранов афганских событий, находившихся в разное время в республике.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анатолий Гусаков
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество26 апреля , 12:33
Валовой доход субъектов МСП Белгородской области за 2023 год составил более 320 млрд рублей
Материал
Общество25 апреля , 10:17
Вячеслав Гладков рассказал о старте сева сои
Материал
Общество24 апреля , 09:53
Вячеслав Гладков — о втором месте нашей сборной на всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО