Ветеран педагогического труда Людмила Александровна Гамова отметила сегодня 80-летие в кругу друзей, родных и бывшими соратников по работе. Было много цветов и подарков, воспоминаний, добрых поздравлений и пожеланий.
Родилась Людмила Александровна в селе Красном — ныне районном центре Белгородской области. Но детство её прошло в Новохопёрске Воронежской области — отец много лет работал там начальником планово-экономического отдела крупного по тем временам предприятия пищевой промышленности.
Школьницей Людмила любила бывать на предприятии, наблюдала и хорошо знала, как работают цеха. Не удивительно, что первой мечтой девочки было посвятить себя, по примеру отца, именно такому производству.
Когда завершилось строительство Чернянского сахарного завода, для его функционирования понадобились знающие кадры. В числе первых, кто предложил свои услуги району, оказался глава семьи Гамовых. Сразу после переезда в Чернянку он возглавил планово-экономический отдел нового предприятия.
А Людмила, в тот момент выпускница десятого класса, следуя мечте, сдала документы в приёмную комиссию Воронежского технологического института, намереваясь стать инженером-технологом пищевой промышленности. Увы, попытка оказалась неудачной. Чтобы не терять времени и получить бонус — приобрести стаж перед следующим поступлением в вуз, пошла работать лаборантом на сахарный завод.
Тогда в рамках профориентации модными были экскурсии школьников на действующие предприятия. Пришлось и ей вместе с опытными работницами показывать лабораторию, рассказывать, как она работает, чем занимаются специалисты. Видя восхищённые лица мальчишек и девчонок, их пытливые глаза, Людмила ощутила страстное желание работать с ними, учить их «уму — разуму», помогать постигать тайны бытия, становиться нужными обществу. И поняла, что ближе, нужнее и важнее работы, чем с детьми, у неё не будет. В итоге поступила в Белгородский государственный педагогический институт имени Михаила Ольминского.
Так случилось, что учиться девушке некоторое время пришлось заочно. Учась, работала воспитателем в чернянском детском доме. Работала в нём начинающий педагог около полутора лет. Из-за малочисленности воспитанников учреждение расформировали, а детей перевели в аналогичное учреждение Нового Оскола Новое место работы — преподавателя русского языка и литературы ей предоставили в Александровском СПТУ. Одновременно была при училище директором вечерней школы рабочей молодёжи, вела в ней занятия.
«Ежедневно наблюдала, как горят глаза ребят и молодых людей на уроках русского языка и литературы, которые я вела. Чтобы так было каждый день, приходилось тщательно готовиться, изучать педагогические новинки, постоянно читать классиков. Всё повторилось в школе села Русская Халань, куда меня направили работать учителем и завучем», — вспоминала о Людмила Александровна.
Немало рассказала о работе Людмилы Гамовой в системе просвещения района и непосредственно в сельской школе её ученица Елена Алхасова (Щербакова):
«В годы учёбы в школе судьбе было угодно свести меня, ученицу, с удивительным человеком, педагогом от Бога, учителем русского языка и литературы и одновременно завучем — Людмилой Александровной Гамовой. Яркая и красивая молодая женщина буквально «заражала» каждого образами литературных героев, показывая на их примере, какими людьми мы должны быть. Это она научила меня любить и «слышать» тонкую поэзию русской литературы! Удивляясь высочайшей эрудиции и красоте слова, как мы хотели быть на неё похожими».
Летели годы, Елене Андреевне повезло ещё раз встретить на жизненном пути любимого учителя. Теперь Людмила Александровна давала уроки бывшей ученице, ставшей, как и она сама, педагогом. Учила быть справедливой и терпеливой, доброй и требовательной. Своим девизом Елена Алхасова, как и Людмила Гамова сделала слова: «ничего не упрощать!». Ими руководствуется по сей день.
Из русскохаланской школы Людмилу Александровну перевели на должность инспекторов отдел районного образования. Чтобы справляться с новыми обязанностями, ей понадобилось изо дня в день знакомиться с работой педагогических коллективов, учителей, для чего постоянно выезжала в школы. Не всякий человек был способен выдержать этот жёсткий экзамен, Людмила Александровна это смогла.
Чтобы учить других учителей, направлять их работу в нужное русло, пришлось инспектору, а потом ещё и заместителю завроно, детально изучать учебные программы, которые часто менялись, новые методики преподавания предметов и так далее. Потому при всей занятости, она внимательно следила за новинками научной и писательской литературы, чтобы хотя бы на шаг опережать коллег — литераторов и русоведов.
Для работы в качестве инспектора, а ещё более — заместителя руководителя РОНО особо важными были принципиальность, способность работать с людьми, увлечённость делом. Благодаря большому педагогическому опыту, применению его на практике, Людмила Александровна умело направляла усилия педагогических коллективов школ района на успешное решение поставленных задач. Много времени отдавала вопросам профориентации, работе с кадрами, становлению молодых учителей и руководителей. Под её началом и контролем улучшился состав педагогических кадров района, повысилось качество обучения и воспитания. В районе появились классы с углубленным изучением отдельных предметов.
Под руководством Людмилы Александровны дальнейшее развитие получила воспитательная работа. Каждое учреждение образования приняло свою воспитательную систему, формирующую человека-гражданина — независимую личность. Два учебно-воспитательных комплекса района преобразовались в культурно-образовательные комплексы, пять — в духовно-просветительские центры.
За трудовые успехи в области образования, активное участие в общественно-политической жизни, многолетнюю плодотворную работу педагог, заместитель заведующего РОНО Людмила Гамова награждена знаком «Отличник народного просвещения», грамотами РК КПСС и райисполкома, РОНО и райкома профсоюза работников просвещения. За заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд в 1993 году ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель РФ».