Управление социальной защиты населения района реализует муниципальный проект, направленный на создание службы медиации «Путь к пониманию» на базе центра социальной помощи семье и детям «Семья». Руководитель ведомства Наталья Богданникова рассказала, какую деятельность ведёт эта служба, для чего задумывалась и что такое медиация в современном мире.
Медиация (от лат. «mediare» — посредничать) — это процедура примирения конфликтующих сторон путём их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны — медиатора (посредника), с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своём современном виде пользуется популярностью и признанием в развитых странах вот уже несколько десятилетий.
По статистике большинство мировых примирительных процедур с участием медиатора, а это более 80% споров, разрешается заключением соглашения. Урегулирование с помощью нейтрального посредника — довольно новый способ разрешения споров для Российской Федерации. Однако, что такое «медиация» специалисты понимают по-разному. Несмотря на то, что существует большое количество альтернативных способов разрешения споров, сходных с медиацией, таких как «медиация-арбитраж», «мини-судебный процесс», «экспертная оценка» и т. д., под классической процедурой медиации понимают именно ту, в которой стороны выбирают нейтрального специально обученного посредника. Он помогает конфликтующим найти удовлетворяющее всех решение проблемы, основанное не на позициях сторон, а исключительно на их интересах.
Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда необходимо восстановить или сохранить отношения между людьми, так как это является обоюдовыгодным фактом. Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться во всех сферах жизни — в семье, с близкими родственниками, в отношениях родителей с детьми и других.
Преимущества медиации перед иными способами разрешения конфликтов
Добровольность. Медиация имеет место только в том случае, если стороны по своей воле решили вступить в переговоры с целью достижения взаимопонимания и заключения мирового соглашения. По сравнению с силовыми методами решения спора, она позволяет сбалансировать интересы обеих сторон таким образом, чтобы сохранить их значимость и избежать неблагоприятных последствий в будущем.
Конфиденциальность. Обращаясь в суд, сторонам приходится мириться с осознанием необходимости раскрытия общественности подробностей своего конфликта. Между ними и медиатором заключается соглашение о конфиденциальности, а это даёт сторонам гарантию того, что конфликт не получит огласки. Они самостоятельно определяют, нужна ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме.
Беспристрастность. Нейтральность — одна из ключевых характеристик лица, которое руководит процессом медиации. Медиатор никоим образом не заинтересован в разрешении дела. Он исполняет роль нейтрального помощника, а не судьи — не даёт советов, не принимает решений, одинаково нейтрально относится к сторонам (не заинтересован в выигрыше одной из них). Его цель — примирить конфликтующих, а не вынести решение в чью-либо пользу.
Равноправие. Обе стороны имеют равные права в переговорах и в принятии решений.
Скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в законную силу, исполнительное производство. В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость достижения результата зависит исключительно от конфликтующих сторон, а не от работы государственных органов. Её успех зависит от степени доверия сторон к медиатору. Чрезвычайно важным качеством посредника является наличие у него навыков и принятие концепции медиации, что требует определённой профессиональной подготовки. Успех зависит напрямую от таланта медиатора, его способности применять те навыки, которые позволят сторонам отойти от своих позиций по спору и задуматься о своих реальных интересах. Навыки приобретаются в процессе обучения и практики.
Ещё одним фактором успеха является уникальная позиция медиатора по отношению к сторонам. Установив с ними отношения и проводя конфиденциальные беседы, специалист всегда знает больше, чем любая из сторон, и это знание помогает ему формировать тактику разговора с каждой, не раскрывая тем не менее конфиденциальную информацию, полученную в ходе встреч.
Если в вашей семье возникли споры, недопонимание, конфликтные ситуации, вы всегда можете обратиться в службу медиации, расположенную по адресу: посёлок Чернянка, улица Орджоникидзе, дом 6, центр социальной помощи семье и детям «Семья». Контактный телефон: 8 (47232) 5-58-39. Специалист медиатор — Вензенко Ирина Николаевна.