Управделами администрации Малотроицкого сельского поселения Татьяна Шевцова прислала письмо в редакцию. Она описала жизнь и боевые подвиги земляка. Боевой путь уроженца хутора Славянка Пантелея Гусакова начался в 1943 году. В боях под Харьковом солдат был ранен, лечился в госпитале Старого Оскола. После выздоровления воевал на 2-м Украинском фронте…
У Стефана Гусакова, беднейшего в Славянке хуторянина, было пятеро детей — три сына и две дочери. Пантелей, родившийся в 1925 году, был моложе обоих братьев, но старше сестёр. В колхоз Стефан с женой не вступили, как считали в хуторе, из-за казачьей гордости главы семьи. В начале 30-х супруги сберегли от голода детей, но сами друг за дружкой умерли. Чтобы помогать сиротам, средний брат Григорий завербовался в Ленинград. Перед войной парня призвали на Красный флот, и посылки, которые помогали сиротам выживать, от него прекратились. Существовали на редкие заработки старшего Ивана, редкую помощь родственников, которых было раз два и обчёлся.
Когда фашистские войска были всего в нескольких километрах от хутора, мобилизовали на фронт Ивана. Но воевать ему не пришлось. По дороге на призывной пункт Старого Оскола на одном из курганов всего в нескольких километрах от хутора, безоружную группу новобранцев расстреляли прорвавшиеся немецкие мотоциклисты. Остался Пантелей дома с сёстрами один на один.
Буквально в первый день оккупации их прятавшихся в погребе, чудом не убил фашистский солдат, выпустивший в подвал автоматную очередь. Оккупацию сироты пережили с трудом. Управлялся Пантелей с сёстрами малолетками благодаря всё той же помощи родственников и милостивых сельчан.
Когда пришло освобождение и сироты стали получать помощь от сельсовета и колхоза, а старшая сестра Мария ещё и продукты за работу почтальоном, Пантелей стал проситься на фронт. Звало туда прежде всего желание отомстить за убитого брата Ивана. Полученное сиротами извещение, что в боях на Курской дуге пропал без вести ещё один брат — краснофлотец Григорий Гусаков, жажду мести во много раз усилило.
На фронт Пантелей ушёл ещё до достижения 18 лет. Боевое крещение принял под Харьковом в составе стрелковой дивизии. Здесь был ранен сразу в руку и ногу. Лечился в госпитале в Старом Осколе. После выздоровления его направили в школу младших командиров, находившуюся в Пензенской области.
Пройдя трёхмесячный курс подготовки в сержантской школе, — красноармеец вновь на фронте и опять на Украине. Бьёт врага составе в 4-го Гвардейского корпуса, где командует отделением разведчиков. Воюет бесстрашно. Фронтовой путь воина — разведчика включил бои за Варшаву, Каунас, Кёнигсберг, Тернополь и другие города.
Солдат не раз участвовал в боях с противником, на счету бойцов отделения десятки рейдов на занятую врагом территорию. В воспоминаниях о войне, записанных учителями и школьниками села Малотроицкое он рассказывал истории о вылазках разведчиков в тыл немцам. Происходило это в 1944 году:
«Нас разведчиков, прикрывали два взвода стрелковой роты — это около 60 бойцов, прорвались через оборону гитлеровцев у села Марьевка. Взяли языка и стали возвращаться в расположение роты. Немцы нас обнаружили и открыли по нам шквальный огонь. Все разведчики уцелели, а группа прикрытия, ввязавшаяся в бой, потеряла двух бойцов убитыми, ещё двоих ранило».
А однажды под Тернополем, который был занят немцами, разведгруппе надо было чётко установить, можно ли стрелковому батальону пройти спокойно через ближнее село по дороге к городу. Разведчики вошли в населённый пункт и оказались на длинной сельской улице, и вдруг в самом её конце увидели гитлеровских солдат. Бойцы обстреляли врага. Увы, немцев было втрое больше и разведчики отошли. Но через несколько минут вновь вошли в село. Обследовали все улицы, фашистов не было. Так малыми силами бойцы разведотделения освободили населённый пункт от занимавшего его врага. За успешное выполнение боевого задания они получили медали.
После победного мая 1945 года сержант Пантелей Гусаков продолжил армейскую службу сначала на территории Германии, где охранял завод по производству патронов и снарядов. Потом его перевели служить в Дагестан, откуда он вернулся на малую родину в 49-м, имея на груди медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга». Уже в мирное время к ним прибавился орден Отечественной войны второй степени.
Возвратившись домой, работал в колхозе конюхом, потом заведующим колхозным клубом и библиотекой, а ещё заведующим молочно-товарной фермой, сборщиком молока при сельском совете. С женой Зоей вырастили сына и дочь.