Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+26 °С, ясно
Белгород

Иеромонах Свято-Троицкого Холковского монастыря отец Сергий — о воспитании детей

2 апреля 2022, 14:30ОбществоФото: Анастасия Слепцова иеромонах Сергий (Кондрашов)

Православный священник дал советы родителям подростков.

Верующие люди стремятся как можно раньше приобщить своих детей к христианской культуре. И это вполне естественно желание. Но человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. И эта дорога у каждого своя. Как же рассказать ребёнку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить тягу к духовности у подростка?

О православном воспитании детей мы поговорили с иеромонахом Свято-Троицкого Холковского монастыря отцом Сергием (Кондрашовым). Его собственный путь к храму не был скоротечным: сан священника он получил в 45 лет, а монашеский постриг принял в 52. Беседа вышла весьма интересной и увлекательной во многом благодаря тому, что строилась она не только с позиций журналиста и священника, но ещё и с точки зрения матери мальчика и девочки и отца, воспитавшего двоих сыновей.

— Отец Сергий, наверное, самый простой, но в то же время сложный для родителей вопрос: как маленькому ребёнку объяснить, для чего ходить в церковь?

— На первом этапе самое главное — дать ребёнку правильное направление. Когда малыш приходит в храм, для него здесь всё новое, ему это интересно, он всю информацию впитывает, как губка. И, как правило, он устремляется к Богу. Потому что по своей природе детская христианская душа чистая, она сама тянется к православным ценностям и святыням.

Конечно, родители всегда хотят добра своим чадам. После крещения они стараются выполнять те наставления, которые мы им даём: не реже одного раза в месяц приносить ребёнка на причастие, постепенно учить с ним небольшие молитвы, что-то читать перед сном, рассказать малышу о его небесном покровителе. То есть, старт бывает хороший. Но потом, к сожалению, эти усилия угасают. Дети обучаются и воспитываются, прежде всего, примером. Но своим собственным примером это делать труднее всего.

— Почему? В чём сложность для взрослого показать, как правильно себя вести в храме?

— Дело не только в поведении. У маленьких детей минимум обязанностей в церкви, и они с удовольствием их выполняют. А ко взрослым требований намного больше. Например, нужно знать, как подготовиться к исповеди, причастию. Ничего сложного здесь нет, но случается, что этот момент застаёт человека врасплох. Он вдруг вспоминает, что через три дня причастие, а ещё и мысли об этом не возникало. Мы должны быть всегда готовы к покаянию — это называется покаянный настрой. Часто бывает так, что мы стремимся избавиться от своих прегрешений, но повторяем их снова и снова. Люди должны осознавать свою греховность, понимать, что мы не святые, не ангелы, но над своими слабыми местами нужно трудиться постоянно.

В наше время взрослые бесконечно заняты повседневной суетой и не работают духовно над собой. Таким образом, они не показывают достаточный пример младшим. Ведь это не секрет, что сейчас родители проводят мало времени с детьми, передавая эти функции телефону, планшету, компьютеру. Посадят ребёнка перед телевизором, мультики включат, а сами занимаются своими делами или сидят в соцсетях. Ребёнок в своём телефоне, взрослые — в своём. А живое общение родителей с детьми ничего не заменит. Сейчас это время, к сожалению, всё сокращается и сокращается. Соответственно, становится меньше объём и той православной информации, которая даётся ребёнку. А ведь он растёт, и, как должное, повышаются требования к нему.

Мы видим в храме, что дети тянутся к вере: и на богослужениях бывают, и свечи с удовольствием ставят. Но после этого они выходят в огромный мир многообразной информации, и на них начинает литься поток, который просто смывает, растворяет это всё. И даже тот минимум, который им дали родители — не закрепляется.

— Как же помочь маленькому человеку не потерять эту тоненькую ниточку христианской добродетели в современном бушующем море?

— Надо заниматься, уделять ребёнку больше времени. Потихоньку начинать учить его читать церковнославянские тексты, молитвы на церковнославянском языке, чтобы он мог прочитать Евангелие. Где-то на русском языке, где-то на церковнославянском. Сравнить. Хорошо, если есть возможность отдать в воскресную школу. Он должен знать, что грешно, некрасиво, а что благочестиво. Как себя вести достойно, а что, наоборот, недостойно православного христианина и просто культурного человека.

Ведь культура — это в большей степени ограничение, а если точнее — самоограничение. А современные дети к этому не привычны. Один подарок, другой, третий… Там одни развлечения придуманы для ребёнка, там другие. И при этом им не внушается понятие культуры — то есть разумных самоограничений. Следовательно, и православная культура в этом плане очень проблемная.

Владыка Иоанн, когда был у нас недавно, рассказал о результатах опроса молодых людей, уже выходящих из средней школы. У них спросили — на кого бы вы хотели равняться? И ни один ребёнок не ответил, что хотел бы равняться на священника. Нет таких совсем. Либо на какого-то знакомого бизнесмена, либо на любимого артиста, известного певца, члена рок-группы. Молодёжь привлекают блогеры и состоятельные люди, которые увеличивают свои капиталы. И это результат неутешительный, очень тревожный.

— А родители у кого-то были в качестве примера?

— Боюсь, скорее всего, нет. Дети сейчас в большинстве своём рассматривают родителей как источник средств, ресурсов. Тот, кто кормит и даёт мне то, что я хочу. И зачастую они не понимают, чем живут родители, а родители не интересуются, чем живут дети. Поэтому и тема, которую мы сегодня с Вами обсуждаем, очень правильная и злободневная.

— Отец Сергий, а если взять вот такую ситуацию: подросток ходит в храм с родителями и там видит, что они молятся, крестятся, причащаются, а дома, где их не видят другие православные христиане, ведут себя совершенно по-другому. Как быть с таким противоречием? Что можно посоветовать молодому человеку?

— Дети очень остро чувствуют такие несовпадения. Если у взрослого есть определённый житейский опыт, он может с чем-то мириться, относиться к другим людям снисходительно, найти для них много оправданий (немощи, возможности, силы человека, сложности современной жизни и так далее), то молодые люди судят очень резко, безапелляционно и бескомпромиссно. Это свойство молодости — не признавать полутонов и извинений. Если родители внушают православные ценности, а сами не живут ими — это, конечно, огромный минус взрослым. Нельзя говорить ребёнку, мол, хорошо, что в книгах написано о добре, но наша жизнь сегодня вот такая опасная, поэтому мы себя ведём по-другому. Надо соответствовать. А молодёжи необходимо учиться терпению и пониманию.

— Глядя сегодня на наших подростков, на то, о чём они говорят, складывается впечатление, что сейчас быть православным среди сверстников не очень модно. И если ты ходишь в церковь, тебя могут даже высмеять. Как помочь сохранитьверу в негативной среде?

— Конечно, это дело семьи. И лучше всего, когда она в храм приходит полным составом. Ведь ещё с ранних веков до нас дошло выражение «Семья — это малая церковь». А в наши дни, к сожалению, именно за счёт церкви подростки могут пытаться самоутвердиться на ком-то. И в таких случаях взрослые должны быть своим детям старшими товарищами. Если случилась неприятность, нужно обязательно разобраться в ситуации, вовремя снять остроту этой обиды. Конечно, самый лёгкий путь — сказать не водись с ним, не играй, будь отдельно. Но ребёнок отдельно быть не может! Он должен быть в коллективе.

И здесь задача родителей — воспитывать стойкость. Это очень хорошее качество, которому сейчас уделяется мало внимания. А ведь православные святые все без исключения обладали стойкостью. Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербуржская, блаженная Матрона Московская и другие. Например, преподобный Сергий пришёл в лес со своим братом осенью, они не успели к зиме срубить келью и жили в большом дупле дерева. Его брат не выдержал и ушёл, а преподобный Сергий остался. Конечно, это было опасно, страшно — его ведь просто могли съесть дикие звери. Но у него была твёрдая вера, стойкость и уверенность в том, что нужно продолжать. И он выстоял. Мы сегодня уже говорили, что лучше всего человек воспитывается на примере, а самый лучший пример — это житие святого. Обязательно нужно знать своего небесного покровителя и его жизненный путь.

Сейчас ко мне многие православные родители приходят и просят благословения на то, чтобы детей учить дома. Мол, современная школа не такая, она бездуховная, мы не будем отдавать туда своё чадо. Нет, на домашнее воспитание я своё благословение не даю никогда. Я сам педагог с 20-летним стажем и ещё раз повторю — ребёнок должен воспитываться в коллективе, со своими сверстниками. Он должен знать, кто сильнее его, кто слабее. Кто-то в технике лучше соображает, кто-то бегает быстрее. И он себе задаст вопрос — а в чём я силён среди других? И будет стремиться стать лучше.

— Мы сегодня затронули тему традиционной русской семьи и православного воспитания. Как родителям себя вести, чтобы подавать правильный пример семейных традиций своим детям?

— Мы живём в трудное время, но, наверное, лёгких времён не бывает. Особенно тяжёлое оно для института семьи. Традиционная ячейка общества стала непопулярной так же, как и церковь. Эти два понятия неразрывны в нашем обществе. К сожалению, сейчас нет никакого основополагающего документа, который бы касался духовной стороны семейной жизни. Есть только один источник, который был создан уже очень давно. Он называется «Домострой». Там прописаны права и обязанности всех членов семьи: мужа, жены, невестки, снохи, младшей сестры, старшего брата и так далее. Это такой свод законов. А сейчас каждый устраивает свою семью по своим собственным умозрительным выводам, как оно должно быть. И вполне естественно, что у разных людей они не совпадают, поэтому возникает столкновение интересов.

Домострой — очень интересный документ, настоящий памятник русской литературы 16 века, но отношение к нему исследователей истории и культуры весьма неоднозначно. Тем не менее, темы традиционной русской семьи и воспитания детей в этом русле оказались настолько животрепещущими и актуальными, что наша беседа с отцом Сергием на этом не завершилась, а скорее, наоборот, только началась. Его огромный педагогический стаж в обычной мирской школе, плюс опыт воспитания собственных сыновей дали пищу для продолжения разговора. Нами были затронуты вопросы не только христианских традиций в педагогике, но и православных ценностей в современном мире, роли мужчины и женщины в семье, приемлемости наказаний, детского суицида.

 — Обо всём этом подробнее мы обязательно побеседуем в следующий раз. А сегодня завершим интервью вопросом о том, какие молитвы за детей нужно читать родителям?

— Верующие люди знают, что универсальная книга, которую надо читать — псалтирь. По любому поводу — за живых, усопших, взрослых, детей, больных, здоровых — за всех. Есть отдельные молитвы родителей за детей и детей за родителей, при длительной болезни можно читать акафист своему святому покровителю. Конечно, лучше следовать утверждённым канонам, но всегда есть исключения из правил. В критической ситуации, когда события быстро развиваются и уже не до того, чтобы искать молитвословы, можно просить своими словами. Самая простая, но в то же время самая действенная молитва — «Господи, помилуй!».

— Отец Сергий, спасибо Вам огромное за беседу.

— Божьего Вам благословения!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анастасия Слепцова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 13:42
Вячеслав Гладков – о нововведениях для жителей приграничных территорий
Материал
Общество13 июля , 14:37
Вячеслав Гладков подчеркнул важность передачи памяти о Великой Отечественной войне потомкам
Материал
Общество12 июля , 11:41
Семье ветерана Курской битвы вернули утраченные награды