Прежде чем приступить к разбору вопроса о воинском учёте, необходимо разобраться с самим понятием «военная служба». В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ;
2. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с федеральным законом;
3. В случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
Федеральный закон, на который ссылается Конституция, есть второй по значительности нормативный акт для призывника. Это — Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с ним военная служба представляет собой особый вид федеральной госслужбы, которая исполняется гражданами в Вооружённых силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях и так далее.
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учёта, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Можно выделить следующие составляющие воинской обязанности: воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Впрочем, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время объём воинской обязанности гражданина определяется в соответствии с иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время, прохождение военной службы в данном случае, а также военное обучение в период военного положения и в военное время.
Порядок призыва граждан на военную службу по мобилизации определён разделом V Федерального закона от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Особенности правового положения граждан в период действия военного положения определены статьёй 18 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».
Это государственная система учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Он организуется в соответствии с положением о воинском учёте, утверждённым постановлением правительства РФ от 27 ноября 2006 года №719.
Воинский учёт подразделяется на общий и специальный. На общем состоят граждане, которые не забронированы за органами госвласти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном — согласно пункту 5 положения — граждане, которые в установленном порядке бронируются на период мобилизации и на военное время.
Воинскому учёту подлежат граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню подлежащих постановке на воинский учёт.
Не подлежат воинскому учёту граждане, освобождённые от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учётной специальности, постоянно проживающие за пределами РФ.
Воинский учёт осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, однако в случае отсутствия последних, первичный воинский учёт осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Обязанности граждан по воинскому учёту установлены статьёй 10 закона «О воинской обязанности и военной службе»:
— состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки РФ в запасе ФСБ РФ, — в указанных органах;
— явиться в установленные время и место по вызову в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
— при увольнении с военной службы в запас явиться в двухнедельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учёт;
— сообщить в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
— сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трёх месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учёт в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, временного пребывания или возвращении в РФ;
— бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Начальник мобилизационного отдела администрации района
Наталья Беланова