Дорога Мужества, Осколяночка — так называли железную дорогу Старый Оскол — Ржава, строительство которой имело важнейшее стратегическое значение при подготовке к Курской битве. Она стала той артерией, которая снабдила Воронежский фронт военной техникой, живой силой, продовольствием, необходимым накануне решающей битвы. Воспоминания участников земляков бережно хранятся в музее. Вот какие записи о себе и своих подругах оставила Мария Пантелеймоновна Шевченко:
«Одной из причин Победы Советской армии в Великой Отечественной войне являлся крепкий тыл. Советские люди самоотверженным трудом помогали воинам громить врага на фронте. От их помощи во многом зависел успех боевых действий советских войск. Женщины, старики и подростки бесперебойно снабжали армию продуктами питания, обмундированием, военной техникой, боеприпасами, писали ласковые письма на фронт, согревая сердца воинов.
Заканчивался второй год войны. Шёл июнь 1943 года. Враг, отступая, укрепился на рубеже Белгород — Курск — Орёл. Накануне битвы под Курском существующая сеть железных дорог не могла удовлетворить нужд Центрального и Воронежского фронтов. В связи с этим военный совет Воронежского фронта обратился в государственный комитет обороны с просьбой разрешить постройку железной дороги Старый Оскол — Ржава протяжённостью 95 км. Уже через двое суток, 8 июня, ГКО принял решение о строительстве.
Работы намечалось начать 15 июня и закончить через два месяца. Обеспечение строительства рабочей силой было возложено на Курский обком партии. К труду привлекли 25 тысяч человек с инструментами и 1280 подвод. Большой вклад в строительство дороги внесли труженики Чернянского района. Колонну возглавлял второй секретарь РК КПСС Иван Дворцевой, заместителем его был второй секретарь РК ВЛКСМ Пётр Фиронов. Около 1000 чернянцев участвовали в строительстве дороги.
По‑фронтовому трудилась молодёжь, среди которых были 165 комсомольцев. Бригада Марии Колтаковой получила переходящее Красное Знамя командования. Мне шёл тогда 19-й год. Работала я в комсомольской бригаде. Бригадиром у нас был Пётр Семёнович Семенченко. В то время он после ранения на фронте приехал домой в Чернянку. Проводив всех комсомольцев на строительство железной дороги, в нашу бригаду прибыла первый секретарь РК ВЛКСМ Зоя Ивановна Твердохлебова, работала наравне с нами.
Мы, комсомольцы, понимали, что должны трудиться больше и лучше всех, быть примером для других. Поэтому приходили на работу, когда начинало светать, и уходили, когда было совсем темно. Через каждые 50 минут работы у нас был 10-минутный перерыв. Расквартированы мы были у жителей села Кандаурово. Нам на стройке варили обед. Завтракали и ужинали мы у кого что было, но чаще всего сухари, которые взяли из дома. А иногда и этого не было.
Купить продукты негде, да и денег у нас не было. Зарплату не платили. Участок наш проходил по низкой местности, и мы на носилках таскали землю, и делали высокую насыпь, утрамбовывая её. После нас воины и железнодорожники укладывали шпалы и рельсы. Работать было трудно, но никто не ныл, настроение у всех было бодрое, так как мы знали, что на фронте труднее, своим самоотверженным трудом мы помогали громить врага.
Мы верили, чем скорее мы сделаем дорогу, тем быстрее придёт победа. И эта вера придавала нам силы. По вечерам, не смотря на усталость, пели весёлые песни, сочиняли частушки о стройке. Враг пытался помешать работе, немецкие бомбардировщики совершали налёты на строителей, но нас охраняли самолёты и зенитки.
Однажды мы услышали гул самолёта. Прислушались. Западнее нашего участка вдали в небе мы увидели немецкий бомбардировщик. И вдруг на него налетел наш истребитель, быстроходный ястребок. Завязался воздушный бой. Минуты через две немецкий самолёт, объятый чёрным дымом, рухнул на землю. Раздался оглушительный взрыв. Мы легко выдохнули, радовались и благодарили лётчиков. Увидели, что мы не беззащитные, нас охраняют, это придало ещё больше силы, начали работать быстрее.
Один раз немецкий самолёт низко пролетел над нами, послал короткую пулемётную очередь и сбросил листовки. Там был нарисован дом, к которому идёт женщина с граблями, за руку ведёт ребёнка, а за ней шла корова, поросёнок, гуси, куры. А внизу надпись: „Хозяйка, бросай работать, тебя ждут дома“. Читая их, мы смеялись над немцами. Неужели советские люди могли поддаться этой агитации. Бомбы и пули не остановили работу, а листовки и подавно. Они только позабавили нас.
На стройке люди проявили массовый трудовой героизм, железную дорогу построили за 32 дня, вместо 60 дней по плану. 17 июля в торжественной обстановке открылось рабочее движение. Когда 19 июля под вечер прошёл первый эшелон с военной техникой, боеприпасами и солдатами, весь замаскированный зелёными ветками, плакали от радости: мы увидели свою помощь. В прифронтовой полосе, почти под носом у врага, в такой короткий срок построить железную дорогу могли только люди, которые страстно желали Победы и всеми силами старались приблизить её.
5 августа Белгород был освобождён отнемецко-фашистских захватчиков. В этом большую роль сыграла наша железная дорога. Сооружённая в невиданно короткий срок усилиями тысяч людей под бомбёжками, ценой неимоверного труда, была жизненно важной для исхода битвы на Курской дуге. Она дала возможность значительно ускорить доставку танков, оружия, боеприпасов и других военных грузов войскам Воронежского фронта».
Научный сотрудник по учёту и хранению фондов районного краеведческого музея
Наталья Рязанцева