Сотрудники управления образования инициировали проект «Организация информационной безопасности учащихся общеобразовательных организаций Чернянского района». Цель — защитить учеников от рисков, связанных с причинением информацией вреда их здоровью или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Для профилактики различных угроз и опасностей сети в школах в рамках дополнительного образования внедряется учебный курс «Информационная безопасность» для учеников всех классов.
«Мы привыкли с помощью Интернета не только искать, но и давать информацию. Часто не задумываемся о том, как она будет использована другими людьми в дальнейшем. К сожалению, в наше время сеть скрывает в себе много негативной информации, которую в себя впитывают, в первую очередь, неокрепшие умы школьников. В подростковой среде считается зазорным не иметь профиль в социальных сетях», — отметила начальник управления образования Маргарита Верченко.
Родителям и педагогам необходимо учитывать основные негативные воздействия на ребёнка. Условно их можно разделить на физиологические, социальные и психологические. К физиологическим можно отнести: падение зрения, нарушение осанки, нахождение долгое время в сидячем состоянии. К социальным — минимальный опыт общения в реальности. Ребёнок может подвергаться виртуальным угрозам, таким как кибербуллинг, фишинг, груминг и т. д. Психологические последствия — привязанность к виртуальной реальности и к используемым гаджетам, ослабление межличностных взаимоотношений.
Чем раньше несовершеннолетний начинает осваивать гаджеты, тем больше он подвержен данным негативным воздействиям. Основная проблема для современного школьника заключается в полном отсутствии заинтересованности родителей в виртуальной жизни ребёнка. Родители, имея низкую цифровую компетентность или так называемую отговорку на собственную занятость, сознательно самоустраняются из данной сферы, предлагая дочери или сыну самому разбираться со своей проблемой виртуального мира.
Специалисты управления образования дали советы родителям, которые позволят обезопасить детей 12–16 лет. Требуется создать список правил посещения сети вне стен школы. Необходимо проводить беседу с детьми об их друзьях в виртуальном мире, спрашивать о людях, с которыми они общаются в Интернете. Нужно использовать программы-фильтры блокирования запрещённого контента, проводить беседу про нежелательные встречи с незнакомцами из сети. Рекомендуется приучить ребёнка не выкладывать личную информацию на просторах сети. Настройте подростка на то, чтобы он сообщал вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом, а также сами просматривайте посещаемые несовершеннолетним сайты и социальные сети, мессенджеры. В настоящее время только комплексное решение данной проблемы как со стороны семьи, так и со стороны школы позволит уменьшить риски негативного воздействия на ребёнка киберпространства.