Родилась Мария Морозова в ноябре 1925 года. События коллективизации в родном селе из‑за малого возраста сельчанке почти не запомнились. Зато предвоенные годы жизни в память врезались навсегда. Девочка окончила семилетнюю школу, после чего вместе с родителями работала в колхозе.
Трудилась наравне со взрослыми. Так, в жатву мужчины и женщины косили, вязали снопы, молотили хлеб, а подростки подносили снопы к молотилкам. Сложнее задания стали, когда грянула война. Юные колхозники, следуя известному лозунгу «Всё для фронта, всё для победы!», добросовестно выполняли и перевыполняли дневные нормы. Навсегда остались в памяти девушки события фашистской оккупации.
«Сразу за передовыми немецкими частями пришли военные союзники Германии — венгерские офицеры и солдаты. В селе разместили склад понтонов, его охраняли венгры. В перерывах охранники выполняли работы по организации быта. Однажды нас с подругой староста заставил помогать солдату, который был печником, и в тот момент выкладывал печку для обогрева. Мы подносили кирпичи, готовили и подавали раствор. Очень боялись», — рассказала юбилярша.
Изъяснялись девушки с печником с помощью жестов. Однажды мадьяр попросил помощниц обучить его русскому языку. Солдат показывал на предметы, части лица, а девочки произносили их русские названия. Всё шло нормально, но удумали они подшутить над фашистским солдатом. И когда он показал на свой нос, они назвали его коромыслом. Ученик повторил название, что очень рассмешило девчат. Венгр понял, что над ним пошутили, и наказал их плёткой.
«Зимой 1943 года немцы выгоняли всех жителей Большого на расчистку дороги к Чернянке. По ней чуть ли не сплошным потоком двигались оккупационные войска. Кляня фашистов и скрепя зубами, жители выполняли приказы. В конце января оккупанты стали проявлять невиданные до того растерянность и озабоченность. Прошёл слух, что приближается Красная армия и вот-вот освободит село», — вспоминает Мария Тихоновна.
Долгожданное и радостное событие случилось. В последние дни января оккупанты спешно собрались и уехали в сторону Чернянки.
«Тут же в селе появились красноармейцы. Молодой командир на лихом коне прогарцевал по улицам, после чего отряд отправился вдогонку за отступившими фашистами. Под Чернянкой раздались выстрелы, там завязался яростный бой. Как только он закончился, в село доставили много раненых, которых тут же увезли из Большого, а фашисты вновь вернулись. Оккупанты, спасавшиеся от сильного мороза, укутались в платки, оборачивали сапоги тряпьём и выглядели очень жалко. Пробыли они недолго и вскоре вновь исчезли, теперь навсегда», — вспоминает ветеран.
Радости сельчан не было предела. Они с большим удовольствием вышли на дорогу, очищая её от снега для частей Красной армии, освобождавшей с боями край от ненавистных захватчиков.
Весной и летом старики, парни и девчата вышли на поля. Но Мария в этих работах участвовала недолго. Её по мобилизационной разнарядке со сверстниками из сёл Андреевка, Большое, Кочегуры, Малотроицкое и Русская Халань направили в уральский город Кыштым, где молодёжь включилась в строительство важных для оборонного тыла объектов. Здесь Марии пришлось выгружать кирпич из обжиговых печей, перевозить бочки с горючим. Тяжело было на прокладке узкоколейной железной дороги, соединившей два уральских городка с важными оборонными предприятиями.
Работали строители по много часов. В первое время дробили камни зубилами, кувалдами и кирками, потом на стройке появились пневматические отбойные молотки, весом по два пуда каждый, но всё равно эти устройства труд намного облегчили. В городе строители узнали о капитуляции фашистской Германии. 9 мая 1945 года в Кыштыме был праздник. В честь долгожданной победы всюду вспыхивали торжественные митинги, девчата были в красных косынках.
До окончания стройки, узнав о семиклассном образовании девушки, руководство перевело Марию в счетоводы, а перед самым отъездом домой она стала бухгалтером. За работу на Урале в 1945 году получила правительственную награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Домой девушка вернулась в конце зимы 1947 года. Жизнь на малой родине налаживалась, работы всем хватало. С учётом уральского опыта Марию взяли счетоводом в бухгалтерию колхоза «Победа». Летом вместе со свекловичницами она выходила на плантации, где прорывала всходы, а осенью убирала выращенный урожай сладких корнеплодов. Трудилась в бухгалтерии до объединения хозяйства с колхозом «Пролетарский октябрь» в 1964 году. Некоторое время была рядовой свекловичницей.
Замуж вышла в 28 лет. У них с мужем Василием Васильевичем родились сын и две дочери. По состоянию здоровья в 1966 году перевели заведовать большанским сельским клубом. Энергичная и уже заслужившая уважение земляков женщина организовала и подняла работу культучреждения на высокий уровень.
На заслуженный отдых ушла в 1981 году, но ещё лет пять-шесть помогала колхозу в сборе яблок, заготовке кормовой свёклы для фермы и т. д. Как и работа в годы войны, труд её в мирное послевоенное время отмечен наградами, и не только юбилейными медалями в ознаменование Победы, но и присвоением званий «Ветеран войны» в 1964, «Ветеран труда» в 1988 годах.
У 95-летней Марии Тихоновны Морозовой из села Большое — сын, две дочери, семь внуков и девять правнуков. «У кого‑то наследников может и больше, но в округе бабушка и прабабушка я самая счастливая и богатая», — говорит долгожительница. Вся большая семья собирается по праздникам, прежде всего в дни её рождения, вместе в маленьком домике, что стоит напротив большанской школы. Пенсионерка любит встречать и угощать дорогих гостей. Родные дорожат этой любовью.