77 лет отделяют нас от событий снежного памятного января 1943 года, когда войска Красной армии освободили Чернянский район от немецко-фашистской оккупации. Об этих событиях не раз рассказывали очевидцы, историки и краеведы. Работники музея внимательно изучают все публикации, регулярно публикуя свои исследования в средствах массовой информации и в социальных сетях.
Бои за освобождение Чернянского района начались в последних числах января 1943 года, в ходе успешно проведённых Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской операций. Советские войска с боями продвигались на запад, освобождая населённые пункты один за другим, и с 25 января стояли у границ нашего муниципалитета. Одним из участников боёв был уроженец хутора Малый Большанского сельского Совета Николай Фёдорович Голованёв, чьи воспоминания представляем сейчас:
«… Во второй половине дня 28 января 1943 года передовые части 37-й особой стрелковой бригады, преследуя с боями венгерско-итальянские части, вышли на рубеж Новая Масловка – хутор Малый – хутор Бородин и изнурённые двухнедельными боями и переходами по бездорожью, с растянувшимися тылами, остановились в хуторе Малый, направив без предварительной разведки обоз и некоторые подразделения непосредственно в Чернянку. Это явилось роковой ошибкой командования бригады. Именно в Чернянке противником был оставлен крупный заслон, с целью задержать наши стремительные продвижения и дать возможность своим частям оторваться от нашего преследования.
Удар по нашим передовым частям и обозу был нанесён противником с центра Чернянки из шестиствольных миномётов и производился методически, почти всю ночь на 29 января. Наши войска стремительно развивали преследование врага по единственной хорошо очищенной немцами грейдерной дороге Становое – Чернянка, которая представляла собой почти туннель, где боковые снежные насыпи доходили до двух метров. Это обстоятельство защищало наши части от прицельного огня противника.
В полях же снежный покров местами достигал до 1,5 метра, что не давало возможности продвижения нашим войскам полевым путём. Подошедшие к насыпи железной дороги наши передовые подразделения были вынуждены тут же залечь цепью, встреченные плотным огнём крупнокалиберных пулемётов, которые вели огонь из амбразур второго этажа маслозавода. Вслед за этим противник открыл огонь из навесного оружия термитными зарядами по линии железной дороги.
Поздним вечером 28 января 1943 года я был вызван в штаб бригады (дом колхозника Глушецкого), где заседал совет командования бригады. На этом заседании было решено Чернянку взять фланговым ударом с южной стороны, для чего было выделено 250 человек отдельной разведроты, полностью снабжённой автоматическим оружием и боеприпасами.
Мне, как хорошо знающему местность, была поставлена боевая задача: скрытно провести отряд в южную часть Чернянки и фланговым ударом окружить противника в центре слободы и уничтожить. Балка, идущая от села Долгая Яруга до Крупского, скрыла наше ночное продвижение. Перед рассветом 29 января мы были в Крупском, где противника уже не было. Но дорога до самой Ливенки была полностью заминирована смешанными противотанковыми и пехотными минами. Быстро, с осторожностью мы добрались до строения колхоза „Пионер“.
В зареве пожара нам были видны колонны машин и пехоты противника, отступающие на Остров в сторону Русской Халани. Наперерез им был направлен пулемётный взвод. Я наступал с остальными взводами вдоль Ливенки, к центру, почти не встречая сопротивления, кроме отдельных автоматчиков. Утром 29 января 1943 года весь отряд был уже в самом центре на базарной площади, где со слезами на глазах был встречен жителями райцентра.
Неприглядная картина открылась нам: догорала Красная мельница, ещё чадило здание столовой на новом рынке, догорал пакгауз на железной дороге, кругом — оборванные провода связи, обгоревшие трупы наших бойцов вдоль линии железной дороги, остатки сгоревших машин и трупы врага на дамбе в сторону Острова. Кругом по всей площади валялись развиваемые ветром листы приказов и афиш немецких чиновников, выброшенные из столов и сейфов, как ненужный хлам».
Тем временем, ранним утром 29 января бойцы 575 стрелкового полка 161 стрелковой дивизии стремительно ворвались в Чернянку со стороны Морквино. Особенно сильные бои разгорелись на улице Большевистской (ныне Маринченко) и Сталина (ныне Ломоносова). Читаем боевое донесение штаба 161 стрелковой дивизии: «575-й стрелковый полк после упорных боёв в 9 часов 30 минут 29 января 1943 года овладел Морквино, после чего перешёл в решительное наступление на крупный населённый пункт и железнодорожную станцию Чернянка.
Противник пытался остановить движение наших подразделений, переходя в неоднократные контратаки. Все контратаки были отбиты, противник отходит в западном направлении под прикрытием танков…».
К полудню наши войска полностью овладели Чернянкой и селом Русская Халань. Читаем дальше: «В бою взято в плен 300 солдат противника, госпиталь, в котором находятся до 300 солдат, два продовольственных склада, четыре паровоза и до 50 вагонов и платформ. В селе Морквино захвачена мельница и свыше 400 центнеров муки, которая была заминирована противником». В этом бою на улице Большевистской героически сражался и погиб сержант Иван Желтов.
Во время боя со своими солдатами он уничтожил огневую точку немцев вместе с расчётом, которая была установлена в сарае Сухина. Желтов был тяжело ранен в грудь. Командир занёс его в хату Зое Таракановой, где хозяева оказали ему неотложную помощь. Но отступающие немецкие солдаты, увидев в окно раненого, лежащего на диване, жестоко убили его. Зое Семёновне в ту пору было всего 13 лет.
После боя вместе с мамой они осмотрели солдата, поплакали над его телом и похоронили на запесчанском кладбище. Документы его отнесли в военкомат. Это был молодой, безусый парнишка: Иван Желтов, младший сержант, стрелок, родился в городе Рассказово Тамбовской области в 1923 году. Дома на Тамбовщине погибшего ждали родные: отец, мать, сестра.
Таракановы получили несколько писем от сестры, но вскоре мать Зои Семёновны умерла, а сама она не могла вспомнить, в каком именно месте кладбища похоронен погибший боец. И поэтому долгое время он не значился ни в одном из списков на памятниках посёлка. Сегодня его имя увековечено на мемориальной доске братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году на улице Первомайской. В честь героя-освободителя Ивана Петровича Желтова названа одна из улиц в Чернянке микрорайона Южный. В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Для России 9 мая – это святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим и помним их подвиг. В своём послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин отметил: «Наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому — она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство. Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе, что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты».
Вечная память героям, павшим в боях, и всем, кто в труднейших условиях восстанавливал разрушенное войной хозяйство страны, укрепляя мощь нашей Родины.
Сотрудник Чернянского районного краеведческого музея
Евгения Бодренкова