Профессиональный актёр Алексей Белан побывал на раскопках в Крыму вместе со студентами-историками БелГУ. День археолога, который отмечается 15 августа, он считает своим профессиональным праздником. Учился Алексей во второй школе в кадетском классе. Как и все мальчишки, с детства интересовался военной техникой, оружием и амуницией.
«Я воспитывался и обучался по старой системе советских ценностей, когда в семье, школе, через телевидение и книги прививали чувство патриотизма и интерес к истории Родины. Кроме того, на мои увлечения повлияло богатое на события прошлое Чернянки и области в целом. В своём детстве на 9 Мая я видел ещё много живых ветеранов. Но тогда я не осознавал, какая это счастливая возможность — находиться рядом с ними. До конца не понимал, кто эти люди, и что они сделали», — поделился воспоминаниями Алексей.
Со временем тяга к истории России и Великой Отечественной войны, в частности, не ослабла. Будучи подростком, Алексей стал членом историко-поискового клуба «Былина» при Доме пионеров и школьников. Именно там произошло его первое знакомство с военной археологией.
«Конечно, это ещё не профессиональная деятельность. Там были совсем другие цели и задачи. Но, скажем так, это стало начальной ступенью на пути к моему большому увлечению. Вместе с Юрием Петренко, тогда возглавлявшим клуб, мы ездили по территории района. Производили разведки и раскопки мест, где могли быть захоронены советские бойцы. Старались найти свидетелей тех событий, собрать и уточнить у них информацию. Однажды на станции Окуни мы нашли множество взрывоопасных предметов. Там в 1943 году разбомбили железнодорожный состав с боеприпасами, который направлялся на Курскую дугу. Об этой опасной находке мы сразу сообщили в МЧС. Много всего было интересного… Но на тот момент самым крупным событием для меня стала поездка на региональную “Вахту памяти„ в 2005 году. Кроме наших областных отрядов туда приехали поисковики из Воронежа, Москвы, Твери, Тамбова и Украины. Впервые я попал на такие крупномасштабные раскопки, жил в палаточном лагере с полевой кухней и повстречался с множеством единомышленников», — рассказал Белан.
В тот год были найдены останки более двухсот воинов, павших во время Курской битвы. Именно на этой «Вахте памяти» парень познакомился с Иваном Андреевым, председателем правления Белгородской региональной общественной организации «Поиск». Этим же летом вместе с Юрием Петренко и Павлом Ражниковым поехали помогать Ивану Ивановичу в раскопках валуйского подземного монастыря Игнатия Богоносца. Сейчас он уже полностью реконструирован и превращён в действующий объект православной церкви.
Но вот беззаботные школьные годы закончились. После девятого класса Алексей поступил в Старооскольский педагогический колледж. Спустя два года начал параллельно обучаться в Ярославском театральном институте. Естественно, что времени на любимое хобби стало не хватать. Но парень надежды не потерял и влился в старооскольский поисковый клуб. Однако к этому времени ситуация в стране относительно поисковой деятельности стала меняться не в лучшую сторону. Сократилось финансирование, жёстко ограничились возможности на законодательном уровне. К тому же, для белгородских любителей археологии в целом наступил кризис. Ранее известные места были разведаны, а информации о новых не хватало. С каждым годом очевидцев и участников войны становилось всё меньше. За данными приходилось обращаться в Министерство обороны, но для этого требовались большие финансовые и временные ресурсы. А с ними было туго. Кто‑то сдался и забросил любимое дело, но только не Алексей. Для него это стало началом новой ступени.
«Уже после окончания театрального института в 2014 году я узнал, что студенты-историки БелГУ отправляются в экспедицию в Крым. Недолго думая, я решил попробовать к ним присоединиться. Связался с куратором группы, профессором, доктором исторических наук Николаем Болговым. Он с радостью принял меня в отряд. Тогда‑то я впервые попал на настоящие раскопки. Много лет они проводятся недалеко от города-героя Керчи под руководством заведующего полевым отделом института археологии РАН, доктора исторических наук Александра Масленникова. В конце второго–начале первого века до нашей эры там находилось античное древнегреческое сельское поселение. Но по неизвестной причине местные жители его покинули. Одной из наших целей было выяснить, почему так произошло», — объяснил Алексей.
Тогда ему казалось, что он много чего знает об археологии. Но время показало обратное. Он искренне считал, что самое главное — найти как можно больше ценностей, монет, предметов быта. Его удивляло, сколько времени и сил уделяется поселению, где нет ничего, кроме камней и битой керамики. Поэтому эти первые раскопки представлялись ему рутинным и бесполезным занятием. Но на самом деле эти мелочи несут в себе много информации. Например, по обломку глиняного сосуда можно понять, какой уровень экономического развития был у тогдашнего общества, какими технологиями оно владело и тому подобное. Только спустя несколько экспедиций он понял, что истинная цель археологии — сохранить исторический памятник для потомков, заполнить «белое пятно» в науке, связанное с этим местом.
В южных районах солнце начинает обжигать рано. Поэтому рабочий день на раскопе начинается с шести утра и длится до двух дня. Последние десять минут каждого часа отводятся на отдых. Условия проживания походные. Практически полное отсутствие мобильной связи, ночлег в палатках. Тем не менее, для многих экспедиций это является предметом гордости. Чем суровее быт, тем преданнее делу люди, которые там работают и живут.
«В этом есть своя прелесть. Полезно иногда оторваться от цивилизации. Сразу всё упрощается, меняется взгляд на многие вещи. Когда возвращаешься домой – понимаешь, что мелкие неурядицы, которые раньше казались огромными проблемами, вовсе не стоят внимания. Но все эти трудности с лихвой компенсируются атмосферой, которую может подпортить только наличие злых комаров. У каждого отряда есть свои традиции и праздники. Например, Праздник сломанной лопаты или посвящение новичков в археологи. Песни под гитару, живое общение у костра, новые друзья по всей стране. За этим туда едут не только студенты-практиканты, но и совсем на первый взгляд далёкие от археологии люди. У меня есть знакомый, который одиннадцать месяцев в году работает хирургом, но уже больше десяти лет отпуск обязательно проводит на раскопках. Есть поговорка: “Хочешь прожить интересную жизнь — занимайся археологией„. Скучно точно не будет», — прокомментировал археолог-любитель.
Одна из таких крымских экспедиций познакомила Алексея с кандидатом исторических наук, преподавателем Ярославского государственного университета имени Павла Демидова. Объединяющей проблемой стало отсутствие палатки. Благодаря своему товарищу по несчастью, актёр получил ещё и диплом историка.
«Евгений предложил мне поступить к ним в магистратуру, так как высшее образование у меня уже было. Целый год я сомневался, думал, смогу ли осилить? Нужно ли мне это? Но в 2015 году, вернувшись из очередной экспедиции, я прямиком направился сдавать вступительные экзамены. В своей магистерской диссертации я решил объединить две свои главные страсти: театр и археологию. Тема звучала так: “Античный театр: артефакты Северного Причерноморья и рецепция греческого сценического искусства в современном Крыму„. Защитился успешно. Но пока полностью посвящать свою жизнь историческим наукам я не хочу. Актёрская стезя так же, как и учёная, требует полной отдачи. Пусть археология и дальше остаётся моим любимым увлечением. Ведь часто бывает, что, когда хобби перерастает в работу — оно не приносит былого удовольствия», — сказал Алексей.