Новое письмо от бывшего жителя Чернянского района пришло из посёлка Майский. Мы публикуем интересную историю дружбы сквозь долгие годы и расстояния.
Каждый человек корнями связан с землёй, на которой родился и вырос. Василий Белоусов, проживающий сегодня в селе Орлик, мой коренной земляк. Родились мы с ним в одном районе, в селе Волотово, на смежных улицах, он — на Топоровке, а я — на Выгонке. До 1954 года в силу жизненных обстоятельств мы как‑то мало общались. Одно дело, Василий по возрасту моложе меня на два года, другое — он в семье был единственным из детей, я же у отца был седьмым по счёту из восьми. Работать я начал с 13 лет, в 1944 году, в колхозе рядовым, как говорили тогда — куда пошлют: пасли овец, лошадей, косили зелёную траву, пахали на дворовых коровах землю, подрабатывали на току по очистке зерна.
В августе 1946 года при разгрузке тяжёлых мешков с колхозным зерном на станции Чернянка я повредил себе позвоночник и оказался в шестилетнем постельном режиме, из которых четыре года — в гипсовой кровати. В ноябре-декабре 1951 года проходил восстановление в областной больнице города Курска. 1952 год — реабилитация здоровья, хождение в корсете в домашних условиях.
В июне 1953 года экстерном окончил семь классов волотовской школы. Работал заведующим волотовским сельским клубом. На собрании молодёжи села избирался секретарём комсомольской организации колхоза «Восход». В это время мой земляк служил в армии, в десантных войсках, покорял заоблачные высоты с парашютом. В одном из неудачных приземлений повредил ногу и был демобилизован.
С 1 сентября 1954 года я стал учиться на первом курсе вновь открывшегося Будённовского (Красногвардейского) сельскохозяйственного техникума по специальности «Ветеринария». Василий приехал поступать в октябре месяце, когда приём уже был закончен. Солдату сделали уступку, но вопреки его желаниям, зачислили на зоотехническое отделение. При первой нашей встрече он просил меня сделать всё, чтобы мы учились вместе в одной группе на коновала.
Так оно и вышло — четыре года в одной группе, за одной партой. В первые два года учёбы жили мы с Василием в одной комнате общежития на Володарской, 4. Вместе гоняли жидкие супы из общего корыта. На третьем и четвёртом курсах снимали квартиру. И вот, июль 1958 года. Дипломы в карманах. Что же дальше? Ответ земляка был прямолинейным:
«Дальнейшая учёба не для меня!».
Так наши пути с ним поменяли свои направления. В последнее время хоть изредка, проездом, но я посещал товарища. А как‑то летом 2017 года он позвонил мне, осведомился о состоянии моего здоровья. Я же сообщил ему, что завтра намереваюсь поехать на малую родину. В этот момент на другом конце провода я услышал взрыв:
«Слушай, дружище, заедь ко мне, пожалуйста, я прошу, заедь, что тебе стоит, буду ждать весь день, иначе помру, обещаю покатать на тракторе…».
На фотоснимке Василий Кузьмич выезжает на своём агрегате со двора с одним желанием — прокатить гостя до самой крайней околицы.
Павел Лыков