Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
80.97
+0.00$
94.08
+0.00
+11 °С, ясно
Белгород

Педагог чернянской ДШИ Сергей Омельницкий учит воспитанников с любовью относиться к своему делу

Вчера, 13:42КультураФото: Анастасия Слепцова

Преподаватель отделения духовых и ударных инструментов даже не мыслит своего существования без музыки.

Преподаватель отделения духовых и ударных инструментов чернянской ДШИ Сергей Омельницкий уверен, что выйти на сцену и сыграть произведение — это лишь половина дела. Гораздо важнее сделать это так, чтобы дотронуться своим дыханием до души каждого зрителя. Воспитанников он учит прежде всего с любовью относиться к тому, что делаешь. Может быть, именно поэтому за совсем короткий промежуток времени он сумел покорить сердца чернянских мальчишек и девчонок, которые после школы с радостью бегут на занятия в музыкалку.

Идёшь вечером домой после напряжённого рабочего дня, полного забот и хлопот, и думаешь только о том, как сейчас усядешься на свой любимый диван и просто посмотришь телевизор, даже не вникая особо в смысл происходящего на экране. И вдруг привычный фон из людских разговоров, гула машин, лая собак и гомона непоседливых воробьёв нарушает звонкий голос трубы, поющей о той самой Катюше, от чистой девичьей любви которой в садах расцвели яблони и груши. И атмосфера мгновенно меняется, напоминая, насколько живой может быть музыка, как запросто может соседский мальчишка подарить всему кварталу яркие эмоции, показать красоту звучания духовых инструментов. И хочется продлить этот момент жизни, взлететь над домами вместе с мелодией, которую старательно выводит на новеньком инструменте юный трубач.

Кто-то скажет, что сегодня духовые инструменты не очень популярны, и сделать такую музыку делом всей своей жизни вряд ли возможно. Но с таким мнением в корне не согласится Сергей Омельницкий, преподаватель отделения духовых и ударных инструментов чернянской детской школы искусств. Сергей Иванович признался, что труба не раз спасала ему жизнь, а своего существования без музыки и духовых инструментов он даже не мыслит.

«Я родился в городе Дзержинске Донецкой области. Родители Раиса Александровна и Иван Васильевич Омельницкие были шахтёрами, к музыке никакого отношения не имели. По семейной легенде только дед по материнской линии когда-то играл на балалайке. А я очень хотел быть музыкантом. Когда мне было шесть лет, брал маленький табурет, переворачивал его сидением к себе и делал вид, что играю на нём, как на баяне. И меня отдали в музыкальную школу. С этого всё и началось», — с улыбкой вспоминает Сергей Иванович.

Когда через два года в пионерском лагере ему досталась должность горниста, который должен был будить отряд, юный музыкант просто «заболел» инструментом и после возвращения пришёл в центральный Дворец культуры «Украина», где репетировал детский духовой оркестр. Там научился играть практически на всех видах духовых, а на летних каникулах ездил на стажировки в Москву, в образцово-показательный оркестр Министерства внутренних дел СССР (в настоящее время — Росгвардии).

После окончания музыкального училища парня ждала армия. Конечно же, в том самом военном оркестре, с которым его связала судьба с самого детства. Впрочем, чтобы в него попасть, ещё нужно было пройти серьёзнейший отбор и ряд прослушиваний. В годы службы в Москве, с 1986 по 1990 -й, Сергей Омельницкий неоднократно принимал участие в парадах на Красной площади, которые предваряли месяцы изматывающих тренировок и репетиций, выступал с оркестром на концертах, посвящённых Дню города, на пушкинских праздниках в зале Чайковского.

По возвращении домой преподавал в музучилище, руководил музыкальным коллективом центрального Дворца культуры, создал два оркестра, получивших звания народных (один в Дзержинске, другой — в Горловке), получил звание заслуженного работника культуры, поступил в консерваторию на дирижёрское отделение. Среди его учеников немало успешных музыкантов, окончивших профильные вузы и не раз признававшихся лауреатами и призёрами всевозможных конкурсов и фестивалей духовой музыки. Многие выросли в профессиональных дирижёров, руководителей оркестров. Особая гордость Сергея Ивановича — коллектив мажореток, ставший по праву настоящей визитной карточкой шахтёрского города. 16 красивых девушек-барабанщиц и 17-я — шествующий впереди дирижёр с тамбурмажором, всегда производили неизгладимое впечатление на зрителей, им доверяли встречи почётных гостей и выступления на всех значимых праздниках.

Все планы и надежды в одно мгновение оборвала война…

«Я разрывался между Горловкой и Дзержинском. Мы с женой жили в одном городе, родители — в другом. И работа была и там, и там, какие-то выступления, концерты. Сейчас не могу спокойно вспоминать то время… Брат погиб в самом начале войны, а я не мог уехать и бросить престарелых родителей. Пока всех не схоронил… Мы ведь уже с 2014 года ходили там, как преступники. Документы проверяют, открывают прописку — ага, это подконтрольная России территория. А родился-то я в этом городе. А в Росгвардии служил — тем более преступник», — рассказывает Сергей Омельницкий.

Он говорит, кто там был, тот его поймёт. Тот знает, как травили соляркой колодцы, как расстреливали мирных жителей и не разрешали их хоронить, как забирали шахтёров прямо из шахт и насильно отправляли воевать, фактически «на мясо». Как было не достать лекарств и даже хлеба, а чтобы накормить семью, надо проехать через блокпост на мотоцикле с огромным рюкзаком за спиной, потому что в соседнем городе ещё можно купить кое-какую еду. Повезло, что в карауле часто стоял мобилизованный парень — такой же музыкант, игравший до войны в духовом оркестре. Как не было воды, изредка её подвозила пожарная машина, а некоторые по-своему, по-стариковски, пытались набирать, чтоб полить огороды... Взрыв, ранение… Но, слава Богу, живой. А к родителям одноклассника однажды пришли со словами: «Что, ждёте?», и просто «полосанули» очередью из автомата… Из города выдавливали всеми силами, брали измором, потому что прекрасно понимали — здесь живут русские люди, и они действительно ждут.

«Мой дед был партизаном, служил у Ковпака. Полный кавалер ордена Славы. Я хорошо помню, как он надевал свою гимнастёрку с орденами и медалями, садился, закручивал самокрутку и рассказывал о том, как пускал под откос фашистские поезда. А потом настали времена, когда ветераны не могли надеть свои медали, а мы даже «Катюшу» и «Прощание славянки» не могли сыграть на празднике. За военные марши и в тюрьму посадить могли. В музыкальной школе в Лимане, где я в последнее время работал, запрещали всех советских композиторов. Ну а какие украинские классики? Все партитуры советские, куда от них денешься? Это уже после я перешёл на джазовую программу, так было безопаснее», — вспоминает Сергей Иванович.

А потом школа попала под бомбёжку. Как и оркестровая студия, Дворец культуры, училище… Сгорела вся личная библиотека с годами копившейся литературой, нотами, партитурами, репертуаром… Да и в целом от города мало что осталось. Герой нашей публикации признаётся, что порой закрадывались мысли и вовсе распрощаться с музыкой, кому она нужна в такое время? Но жизнь распорядилась иначе.

Перебравшись в Россию, первым делом Сергей Омельницкий связался с родственниками, с которыми не виделся много лет. С лёгкой руки двоюродного брата, живущего в Волоконовском районе, в феврале этого года он приехал в Чернянку, где с энтузиазмом взялся за возрождение отделения духовых и ударных инструментов районной детской школы искусств.

«Нам очень повезло, что судьба забросила к нам такого человека. Сергей Иванович — высококлассный специалист с профильным академическим и консерваторским образованием, фанат своего дела, очень творческий, уникальный педагог, который просто влюбил в себя детей. Начав практически с нуля, никого не зная в посёлке, он сумел за очень короткий период времени выучить с воспитанниками небольшую программу и даже выступить с ней на концерте ко Дню посёлка. А что особенно ценно, ребята буквально ходят за ним по пятам! Для этого нужен особый дар, который у нашего преподавателя, безусловно, есть», — рассказала директор школы искусств Валерия Ситнянская.  

После всего пережитого работа с детьми для Сергея Омельницкого — просто бальзам на душу. Да и наш тихий и уютный посёлок пришёлся ему по душе, хотя, конечно, размаха и масштаба большого города немного не хватает. Но главное, что здесь он нашёл единомышленников, понимающих людей, с которыми можно работать и развивать своё направление, а желание для этого есть, и огромное.

«Время жизни нам отпущено короткое, и хочется прожить его в правильном русле, оставить свой след на земле. Поэтому я болею за своё дело. Я всегда ребятам говорю, ты понимаешь, почему ты сейчас так красиво сыграл? Нам сам Господь Бог дал лёгкие, которыми ты управляешь не только мозгом, но и сердцем. Мало просто выйти на сцену и сыграть, надо сделать это так, чтобы задеть зрителей за живое, дотронуться своим дыханием до души каждого человека в зале. Надо с любовью относиться к тому, что делаешь, любить свой инструмент, и тогда он обязательно ответит взаимностью», — поделился Сергей Омельницкий секретами игры на духовых инструментах.

Впрочем, тонкостей и нюансов в его деле столько, что непосвящённому человеку и не снилось. Например, кто бы мог подумать, что игра на трубе — это большая физическая нагрузка на организм, особенно на опорно-двигательный аппарат. При этом задействованы практически все мышцы тела, работает пресс, раскрываются лёгкие, и организм наполняется кислородом. Стоит отметить, что новый преподаватель быстро нашёл общий язык не только с воспитанниками, но и с их мамами и папами, которые активно включились в процесс, помогли организовать сообщество в социальной сети «ВКонтакте» и даже совместный пикник на природе, где ребята общались, отдыхали и, конечно, играли на своих любимых духовых инструментах.

С огромным почтением и уважением Сергей Омельницкий говорит о своём предшественнике на посту руководителя отделения. Юрий Дмитриевич Хорольский заложил много добрых традиций, поддерживать которые для его преемника — одно удовольствие. Да и совет опытного и авторитетного педагога в сложном и длительном процессе обучения всегда кстати.

«Среди моих учеников много талантливых мальчиков и девочек. В этом учебном году на отделение духовых и ударных инструментов пришли 19 человек. Кто-то из них уже играл, другие — совсем малыши, только-только начинают овладевать искусством извлечения звуков. Они ещё не знают нотной грамоты, но самое главное — хотят научиться. И родители их поддерживают во всём, даже когда приходится каждый вечер дома слушать, как они разучивают новые партии. Очень значимый момент — выступления на сцене. Например, когда наш коллектив пригласили в завалищенский клуб на День пожилых людей, порадовать пенсионеров, мы сразу же согласились. А тем более, что это был и Всемирный день музыки. И пусть зрителей было не так много, но ребята получили искренние эмоции зала, это очень важно», — подчёркивает Сергей Омельницкий.

Если бы его воспитанники слышали, с каким воодушевлением и блеском в глазах их преподаватель рассказывал о каждом, как находил во всех без исключения своих учениках какие-то особенности, искорки таланта, индивидуальности, трудолюбия, то, наверное, даже стали бы немножко зазнаваться. Чтобы не допустить такого поворота событий, мы в своей публикации эту часть разговора опустим, но с непременным обещанием вернуться к ней, когда побываем на их будущих концертах. Настоящим подарком для чернянцев станут и дефиле красавиц-мажореток из четвёртой школы посёлка, с которыми Сергей Иванович уже полным ходом репетирует торжественные выходы. Уверены, зрителей будет ждать подлинное удовольствие от яркого и уже почти профессионального звучания неповторимых духовых инструментов и эффектных выступлений юных барабанщиц.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Авторы:Анастасия Слепцова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество24 октября , 10:35
Вячеслав Гладков рассказал об оборудовании 15 машин скорой помощи сетками против дронов
Материал
Общество23 октября , 10:16
Вячеслав Гладков – о поступлении двух «Электропоездов» для формирования резервной генерации
Материал
Общество23 октября , 09:08
Вячеслав Гладков рассказал о поддержке кадров здравоохранения в Белгородской области