День выдался тёплым. Яркое весеннее солнце заполнило весь небосвод своим светом. Даша приоткрыла окно, вдохнула всей грудью свежего воздуха, ворвавшегося в комнату. Окинула взглядом двор, часть улицы и видневшиеся вдали родные поля. Представила, как на них совсем скоро зазеленеют посевы зерновых, летом заколосятся и дадут урожай. А каким он будет, зависит не только от погодных условий, но и от специалистов, которые приложат к этому все усилия. Среди них многое сделают агрономы, применят все свои знания и умения. А чтобы иметь эти знания, надо учиться. И она, студентка третьего курса сельхозуниверситета, очень старалась. Скорее бы получить диплом, а сейчас просто набирается опыта у Виктора Петровича, ловит каждое его слово.
На столе раскрытые учебники, конспекты, но что-то не даёт ей сосредоточиться. Девушка отвлекается и погружается мыслями в не такое уж далёкое прошлое. Четыре года назад в такое же время десятиклассница на субботнике увидела перед собой улыбающегося стройного, высокого Тимофея Лукина из 11 «Б». Ученики школы с преподавателями решили посадить фруктовый сад. Ребята готовили лунки. Грунт был твёрдый, лопата в руках маленькой худенькой Даши тяжело вонзалась в него, и работа продвигалась медленно. Её сверстницы выкопали уже по второй. Было неловко перед ними. Лукин легонько отстранил Дашу, быстро и легко углубил ямку, расширил.
— Давай саженец! — велел ей.
Посадили яблоньку и приступили к другой. Скоро все деревца были посажены. Всем было приятно смотреть на малюсенькие яблоньки, в которых зарождалась новая жизнь.
Даша не успела поблагодарить своего спасителя, так она его называла про себя, как к ним подскочила его одноклассница Ирина, дёрнув за руку, игриво подмигивая, позвала:
— Тим, мы всем классом идём в кино, ты с нами или с этой малышкой? — специально сделала ударение на словах «этой малышкой».
— Да с вами, с вами, — будто оправдываясь, сказал он. Даша покраснела и опустила глаза.
— Бывай, красавица! — теперь уже ответил ей. Дашутке его слова показались оскорбительными. Красавицей себя не считала, завидовала подругам. Слёзы обиды навернулись на глаза.
— Ну да, я вот такая нескладная, зачем же ещё и унижать при всех! — подумала девушка и побрела с лопатой домой.
А случилось так, что этот юноша просто запал ей в душу, заполнил собою её жизнь. Молча, издали Даша наблюдала за ним, обида её давно прошла. Одиннадцатые классы на свой выпускной пригласили десяти- и девятиклассников. Весь вечер Тимофей танцевал с Ирой, а на других не смотрел. Даша ещё больше убедилась в том, как он стал дорог для неё. О своих чувствах никому не говорила, всё держала в себе.
После школы Тимофей поступил в вуз, со второго курса ушёл в армию. Ирина уехала в город и совсем забыла о нём. А Даша потом тоже поступила в тот же вуз, только на заочное. Осталась в своём селе, стала работать, осваивать свою будущую профессию, помогать агроному. Лукин со своими однополчанами оказался в горячей точке в Чечне.
Девушка жадно следила за событиями, связанными с этим тревожным временем. От его знакомых хотела хоть что-то узнать. Но оттуда приходили скупые вести. На малую родину чаще стали сообщать о погибших земляках. Дарья переживала не меньше его родителей, читала сводки, слушала по радио любую информацию, надеялась и ждала возвращения своего любимого человека, о котором постоянно думала.
Вот и сейчас, вспомнив прошлое, решила отправиться в школьный сад. Подошла к тем яблонькам, которые с ним вместе сажали. Прошлым летом они уже дали первые плоды. Так становится светло и уютно вокруг школы, когда начинает цвести фруктовый сад. Потрогала шершавый стволик яблоньки, прикоснулась к её нежным веточкам. Скоро распустятся белые лепестки. На душе стало легко и радостно, словно побывала на свидании с любимым.
Так и шли дни. Даша училась, работала. Лето в разгаре. Закончился сенокос. Приятно пахнет сухое сено. Жатва началась. Комбайны один за другим потянулись на уборку зерновых. Урожай собрали неплохой. Девушка радовалась, ведь и она проявила свои знания и во время вспашки, и во время сева, и подкормки озимых и яровых культур. Виктор Петрович хвалил её и сулил отличное будущее в профессии. В свободное время Даша с подругами ходили в кино, редко — на дискотеку. Считала себя той же нескладной девчушкой, на которую местные парни мало обращали внимание. Как-то не складывалось у неё с ними, но она и не стремилась к этому, а ждала его, единственного.
В один из вечеров к ней прибежала взбудораженная подружка Аська и выдала новость. В село вернулись из Чечни Мишка и Сашка, с ними Лукин, который сильно хромает и без руки. Позвала на танцы и убежала. Несколько минут Дарья осознавала сказанное Асей. И её охватила радость того, что он жив и вернулся. В этот вечер никуда не пошла, долго сидела у раскрытого окна и думала о нём.
Девчата приходили к ней, хвастались тем, кого из них провожали Мишка и Сашка. О Тимофее говорили, что видели в магазине, покупал сигареты, худой и неразговорчивый. Ребята его поддерживали, подбадривали: «Не робей, — мол, — держись, живи». Приходили бывшие учителя, приглашали в школу, просили помочь в патриотическом воспитании учащихся. Тима отнекивался, стеснялся своей инвалидности, первое время сторонился людей.
Даша частенько бывала в саду. Вот и теперь оказалась тут. Наливные яблочки манили к себе. Вдруг среди деревьев увидела его. Он стоял, прислонившись к стволу. На мгновение взгляды их встретились. Молчали. Потом он резко повернулся и пошёл прочь. Девушка испугалась, что он уйдёт навсегда, позвала:
— Постой, Тима, не уходи, пожалуйста!
Лукин остановился и удивлённо спросил:
— А мы знакомы?
— Ну да!
— Что-то я вас не припомню.
— Да куда уж, — проговорила тихо. — Я — Даша. Четыре года назад ты мне помог посадить вот эти яблоньки, помнишь? Вот уже они какие выросли! Вот яблочки!
Сорвала одно и протянула Тимофею. Он подошёл ближе, всматриваясь в её лицо, взял румяное яблоко. Девушка смотрела на него такими чистыми, синими, как небо, глазами. Задумался, припоминая тот субботник. И ему стало так легко и спокойно. А Даша добавила:
— Я тогда училась в десятом.
— А сейчас?
— На третьем курсе в университете. А ты думаешь учиться дальше? Скоро ведь сентябрь?
— Я как-то не думал об этом.
— Ты обязательно подумай!
Больше не стала его задерживать, протянула руку на прощание и пригласила приходить в сад.
Когда Лукин вернулся после ранения в село, ловил на себе взгляды земляков, жалеющие его, а девушки, здороваясь с ним, опускали глаза. А эта вот сама заговорила с ним просто и дружелюбно. Дома он сказал родителям, что хочет продолжить учёбу. Они очень обрадовались его решению.
Тимофей перестал сторониться людей, перевёлся на заочное. Даша вселила в него уверенность в своих силах и способностях. Особенно это он почувствовал однажды на дискотеке, когда объявили дамский танец. Он стоял в сторонке и смотрел на танцующих. Девушка подошла к нему и пригласила. Смутившись, растерялся, но Дарья положила ему свою руку на плечо и шепнула:
— А мы тихонько потанцуем, осторожненько, никто ничего не заметит.
Лукин осмелел, улыбнулся. Весь вечер они провели вместе, беседовали, находили нужные темы для разговора, понимали друг друга с полуслова. С тех пор начали чаще встречаться. Даша помогала ему в учёбе. Она уже защитила диплом. Появилось больше свободного времени для их совместного общения.
В разгар очередной весны к Даше опять прибежала её подружка с сияющим лицом. С порога радостно сообщила:
— Ты только посмотри, вот он, твой герой!
И протянула газету. С фотографии на земляков смотрел Тимофей Лукин в военной форме. В статье было рассказано о схватке наших бойцов с боевиками в Чеченской Республике, в которой он закрыл собою мирных жителей. В этом бою он был тяжело ранен, потерял руку, сильно была покалечена нога. Долго лечился в госпитале, куда его доставили уцелевшие военнослужащие. Дальше сообщалось о том, что Тимофей за мужественный поступок награждается медалью «За отвагу».
Эта добрая весть быстро облетела всё село. Жители были искренне рады такому повороту в судьбе Лукина. Первыми его поздравили с награждением Миша, Саша, Даша, Ася и родители. Учителя в школе гордились поступком их бывшего ученика. Вскоре Лукина вызвали в военкомат и вручили ему награду. А он скромно принял её и не чувствовал себя героем дня. Вспомнил то сражение и вновь тяжело пережил гибель многих своих сослуживцев.
Незаметно пролетели ещё три года. Тимофей уже трудился в управлении механизаторов, осваивал финансовое дело. С Дашей у него были самые тёплые, дружеские отношения. Его родители благодарили девушку за то, что так помогла их сыну стать самим собою, поддержала его в трудную минуту. Но и тревожились за его дальнейшую жизнь, боялись, а вдруг Даша отвернётся от него, а он уже не мог жить без мысли о ней.
Да и сам Лукин стал невольно думать об этом. Даша уже не та «малышка», а уважаемый, нужный человек, профессионал своего дела, зачем ей такой инвалид нужен. Какая-то невыносимая тоска и грусть обуяла его. А Дарья всё понимала, чувствовала, что творится на душе у её любимого, и решила поставить точку в их отношениях. Провожая его на последнюю сессию, сказала:
— Вот получишь диплом, и мы пойдём выбирать мне свадебное платье!
— Ты выходишь замуж? — испуганно спросил Тима.
— Конечно!
— И кто же этот твой счастливый избранник?! — с нарастающей тревогой в голосе обратился к ней.
— Мой избранник — это ты, если, конечно, не возражаешь им быть! — и тоже тревожно заглянула ему в глаза, ожидая ответа.
Тимофей от нахлынувшей радости прижал девушку к себе и впервые за годы их дружбы поцеловал. Это был его ответ на Дашин вопрос.
Свадьба была весёлой и шумной. Всё село радовалось их счастью. Свадебный стол был накрыт в школьном саду под теми двумя яблоньками, которые по счастливой случайности они сажали вместе. Он радовался, что помог тогда ей их посадить, этой доброй, чуткой, отзывчивой и самой любимой сегодняшней его жене.