Иван Корнеевич Кожин видел тысячи фильмов. В 1962 году он приступил к работе киномеханика и посвятил делу всю свою жизнь. На пенсию вышел, имея 52 года трудового стажа и звание Почётного кинематографиста России.
Иван Кожин родом из села Флюговка Красненского района. Село граничит с нашим муниципалитетом недалеко от Новоречья. Окончив семь классов школы, имел большое желание скорее пойти на работу. Устроился прицепщиком, приходилось работать и ночью, и днём.
«К трактору цепляли плуг, сидишь на нём, а из кабины водитель показывает заглубить сильнее или нет, — вспоминает мужчина. — Бывало и за ночь глаз не сомкнёшь, очень тяжёлый труд».
Как-то в село пришла разнарядка по обучению на киномеханика. В то время кино в село привозили очень редко, где-то раз в полгода, так как не было работника. Учиться предложили Ивану. Девятнадцатилетний парень по бездорожью вместе с товарищем из соседнего села добирались до Алексеевки, там — поездом на Воронеж.
«Рано утром были в городе, а где школа, не знаем, мы же дальше села и не были никогда. Подошли к милиционеру, он нас и сориентировал. Уже все сдали вступительный экзамен, было много учеников с Алтая, Урала, со всей страны. Нам сразу сказали, если получите по двойке — забирайте чемоданы. Напарник мой так и не сдал, я получил тройку и был зачислен», — вспоминал Иван Корнеевич.
Это был 61-й год. Жить на стипендию было непросто, платили за квартиру, на еду оставалось совсем мало. Родителям тоже помочь было нечем, пенсию ещё сами не получали. Чтобы было легче, подрабатывали на картошке, уборке урожая, а ещё — дружинниками в цирке. Воспоминания о нём и сегодня в памяти самые яркие.
Курсы длились год. В 1962 году Иван вернулся в родное село. Через три дня приехали из района, привезли аппаратуру и дали разнарядку: два дня — в одном селе, два — в следующем. И так три села, всё было строго, только один выходной.
«Сестра трудилась на ферме, ей подарили за хорошую работу патефон, я снял головку, установил туда усилитель и так привлекал людей в клуб. Включу музыку, люди подходят, танцуют до сеанса, общаются. В Воронеже накупил пластинок, особенно модным было тогда попурри бразильских песен», — рассказал Иван Кожин.
Но это лишь лирическая сторона медали. Молодому парню и зимой, и летом приходилось грузить и перетаскивать аппарат весом 35 кг, множество приспособлений к нему, не говоря уже о километрах плёнки. Каждую новую фильмокопию при получении нужно было проверить на возможные брак или повреждения. Случалось, что плёнка рвалась, и нужно было в считанные секунды устранять поломку. Проводить техосмотр всей аппаратуры. Технология показа фильма требовала от киномеханика постоянного напряжённого внимания. Аппараты громко гудели, потому будка была звукоизолированной, а изображение проецировалось в зал сквозь застеклённое окошко. Киноэкран был покрыт миллионами мелких отверстий, пропускающих звук к зрителю, поскольку динамики обычно устанавливались позади него.
И всё это оборудование возили на лошадях. Киномеханик вспоминает, как перед каждым выездом шёл к бригадиру, заказывал телегу или сани, грузил всё по любой погоде. В пути часто случались непростые ситуации, но кино всегда доезжало до зрителя. Иван Корнеевич говорит, что раньше люди воспринимали картины очень эмоционально, особенно пожилые.
«На улице, бывало, идёт ливень. А что делать? Я возьму клеёнку, ткань, себя накрою и аппаратуру, крыша в аппаратной соломой крытая, вся течёт, а сеанс надо продолжать. Часто просили в выходной привезти в другие сёла не по графику, собирали деньги, организовывали транспорт. Но клубы-то были не везде. Однажды был случай, вывели кино прям на стену дома. Шёл какой-то американский фильм, на экране горел самолёт. А хозяйка дома была пожилая женщина. Помню, как она ходила около меня и всё твердила: «Сукин сын, спалит хату!». На экране видела огонь и боялась», — рассказал киномеханик.
В один из показов молодой мастер познакомился и с будущей супругой Александрой. В 1963 году они поженились, верная спутница по жизни стала настоящей «боевой» подругой, часто ездила с мужем, особенно в непогоду, создавала дома уют, растила детей.
Первые 10 лет в профессии Иван Кожин так и катался по сёлам. В начале 70-х киномехаников в маленьких территориях начали сокращать. У Александры Егоровны в Чернянке жили родственники, они и предложили переехать сюда. Здесь, в кинотеатре, аппаратура была намного мощнее, а условия работы улучшились, как и выросло число посетителей.
«Фильмов было много, не только советские. Очень любили зрители индийские и арабские. У них сюжет трогательный, трагический, хуже всего шли китайские картины. Советские фильмы смотрели часто. Особенно запомнился «Тихий Дон», его много лет показывали. Сейчас аппаратура совсем другая, я иногда захожу посмотреть», — поделился пенсионер.
Знание технической стороны дела, трудолюбие, организованность Ивана Кожина помогли ему быстро завоевать авторитет в профессиональной среде. Он по праву пользовался уважением коллег и руководства киновидеосети. Люди с удовольствием шли в кино, потому, когда в сёлах возникали трудности с кадрами, Иван Корнеевич всегда был на подхвате, организовывал демонстрации в сельских клубах, школах. Много лет сотрудничал с Домом пионеров и школьников, также крутил фильмы и делился опытом с детьми. Некоторое время даже ЗАГСу помогал с аппаратурой на торжествах.
За свой вклад в профессию и достойный труд заслужил звание Почётного кинематографиста России, был удостоен множества грамот, долгие годы возглавлял профсоюзную организацию работников культуры района. В свободное время Иван Корнеевич с удовольствием читает книги и смотрит телевизор. Наличие множества каналов его радует, так как можно выбрать картину по душе. Любит футбольные баталии, в летнее время старается посещать стадион, болеет за чернянский «Каскад».
Отдушина для него — пять правнуков. Они любят слушать о необычной и такой интересной профессии своего родного человека. Ведь сегодня уже совсем другие технологии, и современной молодёжи сложно даже представить длинные сотни метров киноплёнки, которые сматывает вручную человек. Но в нашем районе, благодаря неравнодушным гражданам, включая и Ивана Корнеевича, удалось сохранить историю кино. Анатолий Объедко несколько лет назад передал в музей целую коллекцию аппаратуры и атрибутики киновидеосети советского периода. Сегодня она доступна к просмотру.
Из своего большого опыта Иван Кожин дал совет всем, если по книге снят фильм, сначала лучше прочитать произведение, а потом обязательно посмотреть кино. Это даёт человеку возможность самому почувствовать себя немного режиссёром, пофантазировать об образах персонажей и очень вдохновляет. А уж сегодня недостатка в книгах и кино точно нет.