Приосколье31

Чернянская районная детская библиотека — о проектной деятельности и новой форме работы

8 января , 15:49Культура
Фото: pixabay.com

Культурное учреждение привлекает в своё сообщество добровольцев.

Подростки и молодёжь — самый подвижный отряд человечества, жизненная сила общества, сгусток энергии нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. Именно ей предстоит не только жить в новом обществе, но и строить его. И в этом активно помогают библиотеки.

В современных культурных учреждениях реализуются успешные проекты, касающиеся самых разных сфер нашей жизни. Сегодня мы позиционируем библиотеку как территорию новых возможностей, а она как раз для подрастающего поколения.

Привлечение волонтёров — это часть работы с местным сообществом и во многом гарантия успеха социальных проектов учреждения. Добровольцы — хорошие помощники в расширении спектра библиотечных услуг. Они могут внести в работу свежий взгляд и дополнительные таланты, являются отличным связующим звеном с населением. В любой библиотеке есть актив, который выбирается из числа учеников, желающих помочь. Такие активы есть и в наших учреждениях культуры. Только шагая в ногу со временем, библиотекари решили вместе с ребятами стать волонтёрами.

Как сделать библиотеку центром притяжения для детей, подростков и молодёжи? Что необходимо для её развития? И можно ли назвать библиотеку, в которой каждый из нас работает — современной?

На этот вопрос и попытались ответить сотрудники муниципальных и поселенческих библиотек Чернянского района, которые приняли участие в реализации районного проекта «Создание интеллектуально-досуговых площадок на базе библиотек Чернянского района с участием волонтёров культуры «Библиовстречи вне формата», инициатором которого является Чернянская районная детская библиотека.

На базе девяти поселенческих и районной библиотеки были созданы интеллектуально-досуговые площадки волонтёрского движения:

1. «ПроЧтение»

2. «Через чтение к развитию личности»

3. «Я – гражданин. Я – читатель»

4. «Библиотека – территория творчества»

5. «Библиотека. Фантазия. Мечта.»

6. «Библиотека – твоя территория»

7. «Новое поколение выбирает»

8. «ЧиП: Читай и познавай»

9. «Чтение – это модно!»

10. «Библиотека — территория возможностей»

Описав опыт работы волонтёрского движения муниципальных и поселенческих учреждений, невольно напрашивается вывод, что библиотека — это центр культурного притяжения. А с другой стороны, это — читатель, в особенности молодой читатель, как непосредственно живая частица современного динамично меняющегося и стремительно глобализирующегося мира. Отсюда стремление и желание библиотек встроиться в содержание современности, освоить новые технологии взаимодействия с читателем, внедрить принципиально новые информационные и иные технологии, ввести в практический оборот новые инновационные формы проведения мероприятий, включить и задействовать в сферу своего влияния слабозащищённые слои населения.

Эти новые возможности приобрели достаточно чёткие организационные и художественно-эмоциональные формы, такие, как например, акции: «Библионочь», «Библиосумерки», «День игры», «Флешмоб», квест-игры и др. Библиотеки, таким образом, получают исключительную возможность для более активного и эффективного продвижения своих интеллектуального продукта и услуг, богатых фондов художественной литературы, а также вызывают у жителей района и поселений искренний интерес к происходящему в учреждении.

Мы понимали, что библиотека должна повлиять на досуговую сферу жизнедеятельности молодёжи, привлечь к мероприятиям, необходимо наладить взаимовыгодное общение. Ведь успех работы в сфере досуга зависит, прежде всего, от выбора тем, привлекательных для молодёжи, а также от формы их подачи.

Так, сотрудники Чернянской районной детской библиотеки провели для своих читателей флешбук «Фёдор Достоевский и мы». Ребята познакомились с творчеством автора и попытались понять, чему же учит их Достоевский, что может дать современным людям писатель, живший в 19 веке. Сотрудник библиотеки с помощью книг обратила внимание читателей старшего абонемента на основные моменты биографии писателя-юбиляра. Ребята познакомились с книжной выставкой, содержащей произведения Фёдора Достоевского и узнали кратко, о чем они: «Записки из мёртвого дома» — о быте и нравах острога, «Униженные и оскорблённые» — о хищниках и жертвах, «Преступление и наказание» — об убийстве и его последствиях, «Идиот» — о добром и кротком человеке в мире менее добрых людей, «Бесы» — уголовная хроника, «Подросток» — о поиске жизненного пути, «Братья Карамазовы» — об истории одной семьи.

Пришли к выводу, что для Достоевского невероятно близка тема неразрывности жизни и творчества. Произведения его сложны, требуют вдумчивого чтения, определённых усилий не только ума, но и души. Великий писатель через свой взгляд на мир, человека, указывает нам путь к самим себе. Всем участникам флешбука было предложено зачитать вслух фрагменты произведений Достоевского. Дети получили прекрасную возможность вспомнить и более глубоко и полно познакомиться с произведениями автора.

Для учащихся Ездоченской средней школы работниками сельской библиотеки был проведён диспут «Я — профессия», на котором шла речь о самых востребованных специальностях в 2021 году. Ребята посмотрели клип-обзор «Самые необыкновенные и интересные профессии мира». Иван Перемышленников рассказал об интересных и необычных профессиях, где на них учатся, об их плюсах и минусах. Ольга Пятница и Валентина Горшкова предложили вспомнить пословицы и поговорки о профессиях. В заключение были розданы тематические буклеты.

В последние дни осенних каникул и празднования Ночи искусств-2021, 3 ноября, на страницах социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» Кочегуренской поселенческой библиотеки была проведена книжно-иллюстрированная выставка по различным ремёслам и промыслам России «В книгах ищу вдохновенье!». Участники узнали о самых древних ремёслах России, а также познакомились с литературой, которая поможет им обучиться. Закончилось мероприятие трансляцией мастер-класса мастеров декоративно-прикладного творчества кочегуренского Дома культуры.

Читатели Кузькинской поселенческой библиотеки провели для своих читателей квест-игру «Экологическая тропа». Путешествуя, совершили остановки на станциях, где знакомились с народными приметами, отгадывали загадки о зимующих и перелётных птицах, отвечали на вопросы экологической викторины, соревновались в знании растений и животных леса, на скорость складывали ответы из букв и вспоминали приметы, помогающие людям не заблудиться в лесу. Пробравшись через заросли (ленточки), оказались на «опушке» где пытались кричать, как разные животные. Школьники узнали много нового и интересного о природе, вспомнили правила поведения в лесу.

Все вышеназванные и многие другие мероприятия, проведённые в рамках проекта, вы можете найти в статьях, представленных на страницах социальных сетей библиотек района.

В глазах жителей муниципалитета библиотеки становятся более видимыми, живыми, активными и востребованными. А участие в мероприятиях большого количества детей и подростков делает библиотечные структуры и начинания более близкими, понятными и интересными для широкой аудитории читателей.

С другой стороны, проведение библиотечных мероприятий вне стен — это эффективный способ заявить о себе перед общественностью и довести до неё свои новые возможности, инициативы, творческие находки и начинания. В свою очередь, в библиотеках начинает формироваться атмосфера, которая способствует свободному проявлению потребностей и интересов читателей, как информационных, так и коммуникативных. Трансформируясь, библиотека преображается сама, а читатель начинает воспринимать её как место, где появляется возможность соединить информационное пространство с пространством досуга.

Использование мультимедийных продуктов в работе способствует улучшению имиджа библиотеки в глазах местного сообщества, позиционирует её современным учреждением, идущим в ногу со временем, положительно влияющим на востребованность мероприятий. Всё это вместе взятое повышает качество библиотечной работы, наглядность, эстетику и эффективность усвоения информации, продвигает чтение.

Библиотеки Чернянского района постоянно находятся в поисках новых идей, различных подходов, творческих замыслов в работе с такой категорией читателей, как дети и подростки.