Новый законопроект предписывает популярным иностранным IT-компаниям организовать присутствие в России. Замглавы администрации президента Сергей Кириенко заявил, что существующие офисы не имеют достаточных полномочий для полноценного взаимодействия с властями.
Так, информационные ресурсы, суточная аудитория которых составляет более 500 тыс. российских пользователей, должны будут создать в России филиалы, учредить российские юридические лица или открыть представительства. Последние должны будут заявлять об интересах головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории РФ, пишет РБК.
Компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и взаимодействовать с ведомством через него. Актуальность законопроекта обоснована тем, что иностранные платформы зарабатывают на российском рынке десятки миллиардов рублей и имеют десятки миллионов пользователей. Но представительства выполняют исключительно маркетинговые функции и не несут ответственности за политику и деятельность головных холдингов.
Законопроект позволит защитить россиянам цифровые права в случае их нарушения. Также инициатива обеспечит равенство условий для российских и зарубежных игроков на отечественном рынке.
«Перевод в российскую юрисдикцию зарубежных интернет-ресурсов, используемых гражданами России, с точки зрения свободы слова, лучше, нежели меры по замедлению их трафика или ещё более радикальные способы ограничения их деятельности», — считает кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий НИУ «БелГУ» Евгений Реутов.