Клирик Успенского храма, иерей Виталий Маничкин в Рождественский сочельник рассказал о значении праздника, его истории, а также незыблемости христианских ценностей. Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человеке воплотился сам Бог, Спаситель мира.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придёт Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасёт погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всемирную перепись.
По обычаю иудеев каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида и потому пошли в Вифлеем, город Давидов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребёнка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Явление Бога во плоти — это жертва, которой и искупились все грехи человечества. Причём не только прошлые, но и будущие.
Если мы действительно хотим правильного взгляда на себя и верного суда совести, то каждый раз, когда наша жизнь начинает нас мучить мирскими желаниями и требованиями, поставим себя перед этой смиренной Вифлеемской пещерой, перед событием Боговоплощения и поразмыслим над тем, что мы делаем, и соответствуют ли наша жизнь и наши дела жизни Христа и тому, что Он сделал для нас. Так мы можем судить всю нашу жизнь.
История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании.
Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Этот праздник отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящён земной жизни Христа.
До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с Вечностью. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных деяний человека.
Важно осознавать, что дата праздника Рождества — частный случай более широкой темы — календаря. Как известно, в XVI веке западные церковные учёные решили реформировать юлианский календарь, которым на то время пользовался весь христианский мир. В 1582 году при понтификате папы Григория XIII состоялась календарная реформа. Эта реформа первично касалась только гражданского календаря, однако её следствием тут же оказался вопрос о вычислении празднования Пасхи, поскольку в рамках григорианского календаря стало невозможным применение традиционной пасхалии в том же объёме, что в юлианском. Таким образом, реформа календаря породила «проблему пасхалии». Для православного мира главным был не вопрос реформы календаря как такового, а вопрос вычисления даты празднования Пасхи с учётом календарных нововведений.
Споры о дне празднования Рождества в России ведутся уже многие годы. Ещё патриарх Тихон 21 августа 1924 года писал о немедленном введении нового стиля в богослужебный круг Православной Церкви. Но после этот вопрос решили отложить на некоторое время по ряду причин, главной из которых в то время стало нежелание народа, так как все люди очень ценили традиции и обычаи, а нарушение их могло породить раскол, как случилось со старообрядцам. Также церковный год тесно сплетался с народным бытом и ведением хозяйства.
К чему, собственно, должна привести дискуссия о Рождестве — не надо спешить с отказом от своих традиций в угоду модным трендам. День Рождества Христова – это один из самых великих праздников, народ начинал и начинает самым благочестивым образом. Главное в этот день — литургия, после которой люди разговляются, и начинаются празднества. А детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обычно поют Рождественские колядки.
Если говорить о смысле Нового года, то, конечно, нельзя забывать, что всякий Новый год: и церковный, и гражданский — это возможность о чём‑то задуматься, за что‑то поблагодарить Бога и помолиться о грядущем времени. Не случайно у нас сложился обычай и в день гражданского новолетия совершать в храмах новогодний молебен. Люди празднуют Новый год — и это реальность нашей жизни. И хотя этот праздник не церковный, а светский, Церковь освящает его своей молитвой и своим присутствием. Очень многие верующие приходят в канун Нового года на молебен, чтобы поблагодарить Бога за всё доброе, что произошло в уходящем году, и попросить Его о помощи в году грядущем.
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с наступающим новолетием и Рождеством Богомладенца Христа! Молитвенно желаю, чтобы в ваших сердцах царили мир, радость, милосердие, вера, благость — всё это соединяет нас с младенцем Христом и делает нас причастниками Вечной жизни!