Пенсионный фонд России подготовил проект уведомления, с помощью которого граждане смогут установить запрет на перевод пенсионных накоплений через портал госуслуг — одного из двух действующих сегодня способов подачи заявления о смене пенсионного фонда. Уведомление позволяет ограничить каналы приёма такого заявления до одного — клиентской службы ПФР, куда документ подаётся лично самим человеком либо его представителем.
Нововведение дополнительно защитит права граждан и обезопасит их от неправомерного перевода средств. Приниматься уведомление будет исключительно в клиентских службах Пенсионного фонда России при личном обращении. Решение обограничении перевода средств через сайт госуслуг планируется выносить в течение трёх рабочих дней, следующих за днём подачи уведомления в ПФР. Соответствующий порядок приёма и рассмотрения закреплён в поправках к регламенту оказания услуги по переводу пенсионных накоплений.
Запрет на перевод накоплений распространяется на все виды переходов — из одного НПФ в другой или из ПФР в НПФ и обратно — и действует бессрочно до тех пор, пока человек не аннулирует его новым уведомлением, которое также можно будет подать только лично в Пенсионный фонд России.
Ранее каналы подачи заявлений в рамках переходных кампаний уже законодательно ограничивались. С 2019 года они перестали приниматься по почте и через многофункциональные центры. Вместе с другими мерами по усовершенствованию порядка перевода пенсионных накоплений — извещением о потере инвестдохода при досрочной смене фонда и возможностью отозвать заявление о переходе в новый фонд — это позволило значительно сократить потери граждан и снизить риски незаконного перевода средств. Сегодня две трети всех заявлений о переводе пенсионных накоплений подаётся лично или через представителя в клиентских службах Пенсионного фонда, остальные заявления направляются через портал госуслуг.