Приосколье31

Холковские монахи бережно хранят бесценную реликвию

24 июня , 10:06КультураФото: архив Чернянского районного краеведческого музея

Старинная Казанская икона Божией Матери находится в Донском храме Свято-Троицкой обители.

Экскурсовод историко-архитектурного комплекса «Холковские пещеры» Михаил Пискарёв прислал в редакцию письмо, в котором описал историю появления и почитания в Холковском монастыре древней святыни.

Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви — Казанская икона Божией Матери. Этот лик Богородицы, почитаемый чудотворным, был обретён 8 (21) июля 1579 года в Казани, отсюда и пошло его название. За всю историю почитания с Казанской иконы было сделано много списков. Наиболее значимыми считаются Московская и Санкт-Петербургская, не считая той самой иконы, явленной в Казани. Но существует и четвёртая, очень широко известная. В настоящее время она находится в Донском храме Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря.

По местному преданию, икона была обретена на монашеском поле в колодце, который располагался на высоком холме. Им пользовались не только монахи, но и местные жители. Однажды прибывшие за живительной влагой люди обнаружили, что колодец пуст, и его решили почистить. На дне родника рабочие, занявшиеся чисткой, нашли икону Казанской Божией Матери. Её размер составил один аршин с четвертью на один аршин и два вершка (примерно 91х78 см). По свидетельству очевидцев, событие это произошло около 1740 года, и с тех пор икона находилась в Покровском храме в Холках вплоть до 30-х годов 20 века, когда церковь была разрушена.

Однако реальный возраст святыни до сих пор точно не определён. По некоторым данным, она была написана гораздо раньше, около 1600 года. Такое предположение высказал в 1903 году настоятель приходской церкви села Холки Иаков Тимофеев. За прошедшие несколько веков икона неоднократно подвергалась процедуре реставрации, и одна из них была проведена по инициативе священника и описана им в «Курских епархиальных ведомостях»: «… путём размывки и расчистки были открыты лики. Засеребрённые одежды казались первоначальными, и всей иконе придавали вид написанной не ранее времён Елисаветинских. … Пришлось удалить серебрение, и под ним оказались одежды, безусловно выдержанные по стилю ликов. … Весь стиль её, в особенности же двуперстное благословение Богомладенца, много говорят о её дониконовском происхождении». Именно реставрация позволила датировать икону концом 16 века и выявить очевидный факт, что во времена Елизаветы Петровны она уже была в ветхом состоянии и обновлялась далеко не профессиональным мастером.

В течение 60 лет после закрытия церкви икону сохраняли в Холках местные жители, передавая её из дома в дом. Последней хранительницей была Ульяна Марковна Пономарёва, которая и передала её в 1999 году вновь открывшемуся монастырю. К большому сожалению, все эти десятилетия хранение святыни не всегда было аккуратным, что привело к значительному ухудшению её состояния. В 2002 году икону признали непригодной к реставрации и на первоначальный образ наложили новый холст с ликом Богородицы. Но, видимо, была на то Божья воля — вернуть старинному почитаемому образу первоначальный вид. В 2010 году холст сняли из-за неплотного прилегания к доске, а в 2012 году отреставрированная выпускником Харьковской художественной академии Богданом Коркишко икона была помещена в резной киот и возвращена в обитель. В наши дни перед древней Казанской иконой Пресвятой Богородицы каждое воскресенье во время молебна читается акафист. Многие паломники целенаправленно приходят к ней и, затаив дыхание, молятся о помощи себе и своим близким.