— Как часто в Белгородское УФАС поступают жалобы на действия заказчиков при проведении закупок?
— За три квартала 2018 года в Белгородское УФАС поступило 396 жалоб, из них 70 — возвращены, 23 — отозваны, 204 – признаны необоснованными и только 99 – признаны обоснованными. Для понимания, в 2017 году за этот период поступило почти на сотню жалоб меньше, а в 2016 году их было меньше более чем в два раза. При этом доля обоснованных жалоб как в текущем, так и в двух предыдущих, сохраняется на одном уровне – 32–34%, каждая третья жалоба является обоснованной.
— Какие нарушения закона о контрактной системе антимонопольный орган выявляет чаще?
— Чаще всего заказчики нарушают требование об указании в заявке технических характеристик товаров, значения которых могут быть известны в результате проведения испытаний, лабораторных исследований; ненадлежащее описание объекта закупки. Ещё одна проблема — указание характеристик товара, не соответствующих требованиям ГОСТ. Бывает, что в извещении о проведении электронного аукциона в проекте контракта устанавливают разный источник финансирования или в проект контракта не включается информация о всевозможных значениях размеров штрафов, уплачиваемых за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту, в зависимости от цены контракта.Бывает, что в план-график не включается информация о дополнительных требованиях к участникам закупки и др. Пожалуй, это — основные нарушения.
— Какая ответственность ждёт нарушителей?
— Должностные лица, виновные в нарушении, несут административную, а с мая 2018 года и уголовную ответственность за принятые решения и их последствия, это ст. 200.4 УК РФ за злоупотребления в сфере закупок; ст. 200.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приёмку продукции по контракту, а также уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок и ст. 304 УК РФ за провокацию подкупа.
— Елена Владимировна, как вы считаете, с чем связано большое количество нарушений, и как с этим бороться?
— Безусловно, большинство нарушений законодательства о контрактной системе, выявляемых Белгородским УФАС России, являются следствием отсутствия определённого опыта правоприменения и вызваны слабой компетентностью заказчиков. Эти причины могут быть устранены исключительно повышением уровня знаний и профессиональной компетенции заказчиков.
Для справки: за истёкший период 2018 года Белгородским УФАС привлечены к административной ответственности 177 должностных лиц, начислено штрафов на общую сумму — 2 млн 107 тыс. рублей, из которых уплачено штрафов на сумму — 1 млн 668 тыс. рублей.