

В зале воинской славы чернянского краеведческого музея представлено множество экспонатов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Каждый из этих предметов — немой свидетель тех далёких роковых и трагических событий, имеющий свою необычную судьбу, свою историю. Среди них — солдатский медальон.
84 года назад приказом народного комиссара обороны №138 от 15 марта 1941 года были введены индивидуальные медальоны для военнослужащих Красной армии. Как правило, это были небольшие эбонитовые восьмигранные пеналы с герметично завинчивающейся крышкой, в которые вкладывались записки с персональными данными воинов. Однако история солдатских медальонов в нашей стране гораздо более давняя.
Ещё в 1909 году в русской императорской армии появился так называемый «личный знак», который служил удостоверением личности нижнего чина и являлся своеобразным военным билетом. В январе 1917 года Николай Второй подписал указ о введении особых шейных знаков для опознания убитых и раненых. Он изготавливался из жести и носился под мундирной одеждой на шнурке или тесёмке. Знак представлял собой медальон, состоявший из двух половинок, в который вкладывалась пергаментная бумага с данными нижнего чина, в которой отмечались его звание, имя, фамилия, год и место рождения, сословие, вероисповедание, номер роты, эскадрона или сотни, номер и название полка, батареи, дивизиона или артиллерийской бригады, год призыва и имеющиеся награды.
В Красной армии медальон был впервые введён в 1925 году. Он выдавался новобранцам по прибытии в часть одновременно с красноармейской книжкой. В дальнейшем они то отменялись, то вводились вновь.
В медальонах образца 1941 года, которые могли изготавливаться также в металлическом и деревянном вариантах, указывались фамилия, имя, отчество, воинское звание, год и место рождения, адрес семьи. Бумажный вкладыш заполнялся в двух экземплярах, один у убитых и умерших от ран солдат вынимался и хранился в штабе части или лечебном учреждении, а второй возвращался в медальон и оставался при бойце.
Вне зависимости от материала изготовления солдаты называли медальоны «смертными». Известно, что в годы Великой Отечественной войны военнослужащие часто нарушали приказ №138. Было распространено суеверие — если заполнишь «смертник», непременно будешь убит. А ещё, вопреки предписанию носить медальон «в специальном кармане, пришитом на внешней стороне пояса брюк с правой стороны», хранили его в левом нагрудном кармане.
Наибольшее количество потерь убитыми и пропавшими без вести среди военнослужащих РККА за время Великой Отечественной войны приходится на 1941-1943 годы, однако известно, что в первое время не выпускалось достаточного количества солдатских медальонов, поэтому погибшие могли их не иметь. Некоторые солдаты делали личные капсулы из гильз, вкладывая туда бумажки со своими данными. Иногда встречались деревянные капсулы, покрытые лаком. Но зачастую никаких личных знаков у бойцов не было вовсе. В ноябре 1942 года солдатский медальон вновь был отменён. До самой Победы главным и единственным на тот момент документом военнослужащего оставалась красноармейская книжка.
Со времени окончания Великой Отечественной прошло 80 лет, но и сегодня на местах боёв и в жару, и в дождь работают поисковики, чтобы поднять из земли останки солдат, павших в годы войны. Иногда в ходе поисковых работ удаётся найти медальон и благодаря находке идентифицировать личность погибшего, найти его родственников.
Медальон, представленный в экспозиции чернянского музея, найден тюменскими поисковиками в ходе весенней экспедиции 2019 года на территории семи районов Новгородской, Ленинградской, Тверской и Псковской областей. Волонтёры обнаружили 14 медальонов, ладанку и четыре именные вещи. Личные предметы принадлежали в том числе уроженцам Чернянского района Трофиму Феоктистовичу Лысикову, который был убит в январе 1942 года, и Петру Титовичу Овчарову, погибшему в июне 1943 года. 27 августа 2019 года в Чернянском районе прошли торжественно-траурные церемонии захоронения останков героев Великой Отечественной войны.
Трофима Лысикова из села Проточного Чернянского района на фронт в августе 1941 года провожали жена и четверо детей. Дождалась отца только самая младшая дочь, в августе 2019-го. Татьяна Трофимовна призналась, что лицо отца уже совсем забыла. Письмо о том, что он пропал без вести, семья получила ещё в 1942-м. Лишь теперь стало известно, что тогда он погиб подо Ржевом.
Именно там, в районе урочища Ново-Семёновское Ржевского района Тверской области, участниками поискового отряда «Центр» были обнаружены останки красноармейца 220-й стрелковой дивизии Трофима Феоктистовича Лысикова и его личные вещи: ложка, опасная бритва, малая солдатская звёздочка от пилотки РККА и смертный медальон, благодаря которому боец был опознан. Останки солдата с почестями перезахоронены рядом с родными в Проточном.


Напомнила о себе война и в хуторе Славянка. Останки Петра Титовича Овчарова, также считавшегося пропавшим без вести, и его смертный медальон были обнаружены в районе урочища Кречно Новгородской области в ходе военно-мемориальной экспедиции «Забытые герои» в мае 2019 года поисковиками отряда «Гвардия». В родной деревне по-прежнему проживал его внук и другие близкие. Проводить солдата в последний путь пришли односельчане, родственники, представители администрации муниципалитета.
«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат», — эта крылатая фраза принадлежит великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Последние выстрелы Великой Отечественной войны отгремели 80 лет назад, но эхо их всё ещё раздаётся в наши дни. Пропавшими без вести в 1941-1945 годах числятся более четырёх миллионов человек. Поисковики говорят, найти погибших — лишь малое дело, самая большая проблема — установить их личности и вернуть имена солдатам, сложившим головы за свою Отчизну.












