

В центре села Огибное стоит небесно-голубой храм. Он носит имена двух братьев-целителей, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, которые ещё в древности лечили людей без платы, требуя лишь веры и доброй жизни. Их история — о бескорыстном даре, и, кажется, этот же дух живёт сегодня в стенах сельской церкви, возрождённой стараниями местных энтузиастов в начале 2000-х.
Строился храм, как и многое в наших сёлах, с историей. Говорят, крепкие дубовые брёвна, оставшиеся от прежних времён и разрушенного в советский период деревянного храма, тоже послужили людям — часть ушла на соседние нужды, а часть — на сельский клуб, что до сих пор стоит напротив. Но главным делом стало возведение нового дома молитвы.
А жизнь в этот дом вдохнули люди. Долгие годы настоятелем здесь был отец Сергий Бондарь, которого жители всегда вспоминают добрым словом. Ведь после открытия в 2004 году в храме были лишь стены, местные жители буквально собирали по крупицам средства на иконы, подсвечники, другую церковную утварь. И сегодня в храме тепло и уютно, на стенах — образы, на полу постелены ковры, есть место, чтобы присесть старикам, нарядные облачения для праздников.
С 2021 года настоятелем храма служит иерей Виталий Яровой. А его супруга, матушка Ирина Яровая, стала регентом церковного хора. Как отмечают местные жители, их приход стал поворотным моментом для маленького прихода, особенно для звучания церковного хора.
«Хор — это не просто те, кто поют. Это голос общины, собранный в молитве. — поделился отец Виталий. — Когда люди вместе возносят голоса к Богу, стираются все границы, остаётся только единый порыв души».
Именно этот порыв матушка Ирина, взяв на себя обязанности регента, смогла разжечь в местных женщинах. Если раньше песнопения звучали более привычно, то теперь на клиросе — женском крыле хора — зазвучат новые, порой более сложные, но удивительно красивые распевы.
«Мы сначала робели, — с улыбкой признаётся матушка Ирина. — Женщины мне говорили, разве мы сможем? Но я убеждала: церковное пение — это дар, который Господь вложил в каждого, кто хочет послужить Ему этим трудом. Петь на клиросе может любой, у кого есть желание, слух и чувство ответственности. Не нужно консерваторского образования — нужно сердце».
И сердца откликнулись. Среди тех, чьи голоса теперь сливаются в стройное пение — Татьяна Арсентьевна Багаева. Для неё клирос — это и труд, и отдохновение.
«Приходишь, вроде бы и усталость чувствуешь, а как начнёшь петь — вся тяжесть уходит, — говорит она. — Сосредотачиваешься на тексте, на мелодии, и это уже не просто звуки, это разговор с Богом. Матушка Ирина нам всё так душевно объясняет, показывает, что даже сложные места постепенно покоряются».
Вместе с ней на клиросе трудятся Любовь Травкина и Мария Карасёва. У Марии Павловны был перерыв, раньше она пела около восьми лет. Сейчас позвал батюшка, она ему благодарна. А матушка Ирина отмечает, что: «Это Господь управил. Каждому своё время».
Бессребреники Косьма и Дамиан лечили тела, чтобы исцелить души. Их современные преемники в этом сельском храме, кажется, нашли свой метод врачевания духа — через совместную молитву и песнь. Труд женщин на клиросе, их усердие в разучивании новых мелодий под руководством матушки Ирины — это такой же безвозмездный дар, такое же служение.
А ещё они с радостью принимают участие в вечерах духовной музыки в районе. Их песнопения в честь святой блаженной Ксении Петербургской запомнилось особенно. И если вам тоже захотелось услышать чудесные голоса сельских женщин, отправляйтесь в воскресный день в Огибное. Там вас всегда ждут в храме на общую молитву.












