

Есть у мудрого русского народа такая пословица: «Жизнь прожить — не поле перейти». На век Марии Тихоновны Морозовой из села Большого выпало столько событий, что рассказывать о них она могла бы часами, но в свой юбилейный день рождения она больше слушала, ведь поздравления лились рекой. Шутка ли, 100 лет! Трое детей, семь внуков, девять правнуков — дружная семья Марии Тихоновны, пусть и не в полном составе, собралась поздравить именинницу за большим щедрым столом. А уж сколько гостей в этот день пришло в дом к юбилярше, чтобы высказать ей слова любви и уважения, и вовсе не сосчитать.
Родилась Мария Тихоновна здесь же, в Большом, в простой крестьянской семье Варвары и Тихона Демьяненко. Она была средней из пятерых братьев и сестёр. Родители всю жизнь работали в колхозе, привычными к труду росли и дети. Наша героиня успела окончить только семь классов местной школы, когда грянула война.
«Тоди ж у нас радио було, висел на стэне такий круг. По ём и объявылы… Тоди мы и почуялы, шо война. И зразу началася мобылизация. У нас хлопцев восэмь чоловик было у классе, а вэрнулись з вийны тильки двое», — делится Мария Тихоновна воспоминаниями на привычном слуху сельчан диалекте.
Страшные месяцы оккупации она и сейчас помнит, будто это было вчера. Как мадьяры гоняли молодёжь расчищать снег, как однажды она вместе с подругой Надей Брязгуновой получила плетей за то, что та подшутила над венгром, который пытался учить русский язык, и назвала его «выдающийся» нос коромыслом. Долго потом об этой шутке напоминали синяки на спине. Как на заложенной партизанами мине подорвались трое фашистских офицеров, которых потом похоронили возле школы, повесив на кресты каски. А отпевал их имевшийся при части священник. После ещё одной диверсии немцы выстроили всех жителей в шеренгу в центре села и пообещали расстрелять каждого десятого, не взирая на возраст, если они не расскажут, где прячутся партизаны. Тогда удалось убедить карателей, что это был авианалёт, а не подрыв. Помог переводчик по имени Юшка, который с сочувствием отнёсся к местным, и их отпустили.


А после освобождения в 1943 году молодёжь Большого и других окрестных сёл мобилизовали на строительство железной дороги в город Кыштым Челябинской области. Ехали в товарном вагоне целый месяц, спали на ворохе соломы, ели то, что смогли взять с собой из дома да случайно разжиться на станциях. По прибытии молодёжь расселили по квартирам у местных жителей. Наша героиня попала в дом к пожилой кержачке, которая осталась одинокой и как могла опекала девушек, занимавшихся совсем не женским трудом.
«Там земли нэмае, там камень наскризь. Я робыла значалу на стройке, возыла тачанку с тем-то камнем. Зубыло держишь, да молотком откалываешь. А тоди прыслалы нам трансформатор и отбойни молоткы, дак дюже легче стало робыть. Як щас я помню, бригадиром у нас була Феня Зябрева из Кочегур, и наша бригада тоди заняла пэрво мисто там. Со мною булы з Малотроицкого Мария Романенко, Александра Шербакова, мы звалы её Шуркою, да Женька… Забыла як её хвамилия. Иван Доманов из Халани, да Зинаида Долуденко, не помню уж, с какого села», — рассказывает Мария Тихоновна.
А потом к строительству подключились специалисты из Ленинграда, совсем недавно перенёсшие блокаду. Со слезами на глазах юбилярша вспоминает, что первое время на людей было страшно смотреть, такие они были худые. Только со временем стали поправляться, набирать вес, хотя и трудились наравне со всеми. А когда прислали на работы пленных немцев, наших девушек, имевших за плечами семь классов школы, перевели в бухгалтерию. Там научили обращаться со счётами и «рихмометром», только хлеба стали выдавать не 700 граммов, как рабочим, а только 450.


Победу Мария Тихоновна встретила в Кыштыме. Навсегда в её память врезался сон, приснившийся за несколько дней до знаменитого объявления Левитана о капитуляции фашистской Германии — яркое солнце, а внутри на фоне лучей — Сталин. Потом были слёзы радости, всеобщее ликование и многолюдные демонстрации, для участия в которых девушкам выдали красные косынки.
А вот домой наша героиня смогла вернуться только через год. Вот тогда и пригодились навыки счетовода. Окончив курсы переподготовки, она 17 лет проработала в колхозе «Победа» бухгалтером, а после реорганизации хозяйств перешла в местный клуб, заведовать которым ей довелось 15 лет, вплоть до выхода на пенсию в 1981 году. Её трудолюбие и стремление несмотря на любые невзгоды честно и с полной отдачей делать свою работу отмечено высокими наградами и званиями: «Ветеран труда», «Ветеран войны», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.
Вернувшись из Кыштыма, в родном селе Мария Тихоновна повстречала будущего супруга, Василия Васильевича Морозова. С ним вместе прожили непростую жизнь, наполненную трудами и заботами, построили дом, в котором и сегодня она принимает гостей, вырастили двоих сыновей и дочь, дали всем достойное воспитание и образование.
«Бувало поедуть воны с кумом Петькою у Харькив тряпки купувать. Дак у мэне самой пэрвой в хутори шуба була. Раз материалу купыв — кремплену да гипюру розового. И туфли лодочками мени купыв. Дак я вже тут пошила соби кофточку, юбку — ни в кого такого не було!» — с ноткой чисто женского кокетства рассказывает юбилярша.


Она и в 100 лет всё так же радуется обновкам и сладостям, а больше всего — цветам, которых в этот день в доме стало на сотню-другую больше. И каждый подаренный букет она обязательно прижимала к сердцу и, закрыв глаза, со счастливой улыбкой вдыхала чарующие ароматы.
С самого утра дом Марии Тихоновны Морозовой наполнился голосами родных и близких, которые с радостью старались организовать для любимой мамы и бабушки торжество, достойное 100-летнего юбилея. Поздравить именинницу пришли руководитель муниципалитета Сергей Морозов, депутат областной Думы Елена Емельянова, начальник управления соцзащиты Наталья Богданникова, председатель Совета ветеранов Николай Марченко, глава администрации поселения Ирина Гребенникова, артисты местного Дома культуры, соседи, односельчане. Но, пожалуй, самым дорогим гостем стал внук Александр, который смог приехать буквально на несколько минут прямо с передовой СВО.
«Вы — красивая, очаровательная женщина, которая собрала сегодня вот за таким большим семейным столом всех своих родных и близких. Не каждому человеку в таком возрасте вот так удаётся собрать всех вместе, и это, безусловно, Ваша большая заслуга. Именно Вы создали эту семью, научили несколько поколений быть вместе и в горе, и в радости, поддерживать друг друга и оберегать от всех невзгод. Будьте здоровы, оставайтесь такой же жизнерадостной, живите ещё много-много лет в окружении искренне любящих Вас людей», — пожелала имениннице Елена Емельянова.
А Мария Тихоновна, пообещав детям и внукам дожить до следующего совершеннолетия — 118 лет, обратилась к нынешним и будущим поколениям с наставлениями, которыми и сама руководствовалась всю свою долгую жизнь, наполненную созидательным трудом, простыми женскими радостями и печалями:
«Никого не обыжать, не обсуждать, а если кто обидел или ты сам виноватый — уметь прощать и просить прощенья. Если тэбэ кто плохо сделал, не надо того чоловика клянуть, а не то ж усе, шо кажешь, на тэбе и повернется. А само главно — не будь жадным. У нас испокон веку так було — кто до нас приходыть, никогда не выпустив, чтоб не покормыть или чаю не попыть, да с собою обязательно гостинец дать. А дающая рука никогда не оскудеет».












