Каждый третий ученик в школе становится жертвой буллинга, что приводит к серьёзным последствиям для их эмоционального и физического здоровья. Буллинг — относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление — детскую жестокость. Буллинг (от англ. Bullying) — в переводе означает травля, запугивание, издевательство. Травлю организует один агрессор, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями.
Буллинг портит жизнь не только отдельным детям, но и создаёт токсичную атмосферу в учебных заведениях, приводит к снижению безопасности, высокому уровню стресса среди учеников и учителей. Мотивы бывают самыми разными: зависть, месть, глубокая неприязнь, борьба за власть, самоутверждение за счёт более слабого человека, желание быть в центре внимания, выглядеть лучше остальных, стремление запугать, унизить непонравившегося человека.
В статье мы рассмотрим, как буллинг влияет на психическое и физическое здоровье детей и подростков, а также пути предотвращения этой проблемы. Травля — это не просто детская шалость, это акт насилия, который требует нашего внимания и действий. Автор книги «Буллинг. Как остановить травлю ребёнка» Наталья Цымбаленко написала так: «Буллинг начинается только в том случае, если в коллективе есть ребёнок или группа детей, которых назначили на роль жертвы». И такой жертвой может стать каждый. У всех найдётся что-то эдакое, к чему можно прицепиться.
Проявляется агрессия по-разному: в физической форме (ребёнка бьют, задирают, отбирают вещи, деньги), вербально (насмешки, шутки, оскорбления, распространение сплетен), в виде психологического прессинга (бойкотирование). В последнее время стремительно набирает обороты кибербуллинг (травля в соцсетях, публикация ложной, недостоверной, фальсифицированной информации). Участниками являются дети-агрессоры (буллеры), дети-жертвы и дети-наблюдатели агрессии со стороны, предпочитающие не вмешиваться. У наблюдателей есть подроли. Например, это могут быть те, кто молча одобряют издевательства, однако не присоединяются к ним открыто. Другие — те, кто осуждают буллинг, но не защищают жертву. Как правило, так происходит из страха самому оказаться в этой роли или из-за уверенности, что наблюдатель ничего не изменит, если заступится.
Важно отличать буллинг от конфликта:
- Конфликт — если двое что-то не поделили и разозлились друг на друга, и каждый из них признаёт это. В буллинге агрессивная сторона (а иногда и жертва) делают вид, что ничего такого не происходит.
- Систематичность. В буллинге издевательства над жертвой повторяются из раза в раз, тогда как обычные конфликты единичны.
- Неравенство сил. Силы агрессора превосходят жертву и подавляют её, ссоры никогда не проходят один на один в равных условиях.
- Сочетание разных видов агрессии. Буллеры используют несколько способов надавить на жертву разом.
Негативные результаты для жертв буллинга очевидны. Такие дети находятся в постоянном стрессе. Слабеет их иммунная система, ухудшаются когнитивные способности. Какая уж там учёба, если ребёнку жизнь становится не мила. Причём в полном смысле этого слова. Психические расстройства, а иногда даже суицид — возможные исходы буллинга. У большинства переживших травлю снижается самооценка, часто проявляется склонность к различным зависимостям и самоповреждению.
Агрессоры тоже получают свою порцию проблем. Опыт безнаказанности, завышенное самомнение и иллюзия собственной силы могут привести к авторитарности, деструктивному поведению в социуме. Ребёнок-агрессор, став взрослым, часто страдает от одиночества, оказывается неспособным к устойчивым, здоровым отношениям в семье и коллективе.
Что касается наблюдателей, то они, как правило, испытывают страх оказаться на месте жертвы, а потому предпочитают не вмешиваться в конфликт. Такое поведение тоже не остаётся без последствий. Многие из этих людей со временем начинают чувствовать себя виноватыми из-за того, что ничего не сделали, не помогли жертве.
Чаще всего ребёнок не говорит родителям о том, что его «травят», боится, что они скажут что-то типа: «Сам виноват». Многие считают, что взрослые не смогут помочь им, наоборот, только лишние проблемы создадут. Другие дети думают, что они уже достаточно большие и должны справляться со всем сами. Иногда ребёнку стыдно ябедничать и подставлять зачинщика, а может быть, ему просто угрожают.
На что стоит обратить внимание, если вы подозреваете буллинг?
Существуют определённые маркеры травли:
- ребёнок становится замкнутым, избегает общения;
- на вопросы отвечает односложно, неохотно;
- не хочет идти в школу;
- теряет аппетит;
- часто пребывает в подавленном состоянии, грустит, обижается, плачет, появляется тревожность, бессонница;
- синяки, ссадины;
- порванная и испачканная
одежда;
- регулярная пропажа и потеря гаджетов, вещей, денег.
Самое большое преступление — сказать ребёнку: «Ты должен справиться сам». С этой задачей не справится ни один ребёнок, даже самый талантливый, умный и сильный. Золотое правило любого родителя — оставаться спокойным, необходимо сдерживать свои эмоции, как бы ни хотелось «разобраться» с агрессором.
Прежде всего вы должны обратиться к учителям. Выясните, есть ли у ребёнка неприятели, провоцируют ли его исподтишка на уроках, проводит ли он на перемене время один. Надо собрать факты — когда и что было сделано или сказано, что почувствовал ребёнок, какие это имело последствия. После того, как вы подготовились, нужно непременно идти в школу, но ни в коем случае не на глазах у всего класса, никто не должен видеть, что вы пришли. Первый разговор должен быть с классным руководителем. Если вы видите, что он беспомощен, — надо говорить с администрацией школы. Если она не может помочь, пишите в высшие инстанции, которым подведомственно учебное заведение и в комиссию по делам несовершеннолетних.
Есть целая система статей уголовного и административного кодекса, которые подходят под виды тех злодеяний, которыми развлекаются буллеры. Слова «буллинг» в них нет, но в них описаны такие ситуации. Есть штрафы и статьи о неисполнении родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, которые могут привести к ограничению в родительских правах. До 14-летнего возраста за это будут отвечать родители, а потом и сами дети.
Иногда травлю можно пресечь, не прибегая к радикальным мерам, в том случае, если родители «буллера» адекватно воспринимают своего ребёнка, понимают, что он хоть и является для них любимым сыном или дочерью, но… может, и правда, «что-то с ним не так». С такими родителями можно строить диалог честно и открыто. И вполне можно рассчитывать на то, что они сами образумят своего отпрыска.
Напрямую с обидчиком тоже можно поговорить, но не стоит делать это наедине. Лучше всего попросить психолога или завуча, чтобы он устроил такую встречу. В школах существует практика, когда в присутствии родителей, учителей и директора происходит попытка разобраться, что произошло между детьми. Все слышат, что говорят дети, иногда это даже протоколируется. У такого формата есть большой плюс: вас не смогут обвинить в том, что вы психологически надавили на ребёнка, пообщавшись с ним во время перемены.
Бывает и так, что общие попытки решить проблему только усугубляют её. Никуда не деться от такого неприятного факта, что некоторые дети не боятся никаких санкций и продолжают проявлять агрессию, чувствуя себя безнаказанными. В этом случае стоит задуматься о переводе ребёнка в другое учебное заведение.
Самое важное — формировать доверительно-уважительные отношения с ребёнком. Ему нужно быть уверенным в том, что родители его не унизят, не засмеют, а поймут и помогут.
Рассмотрим самые простые шаги, которые может предпринять взрослый.
- Проводите регулярные беседы с детьми об их эмоциональном состоянии, обращайте внимание на изменения в их поведении.
- Слушайте, что говорит ребёнок о школьной жизни, друзьях и отношениях с окружающими.
- Воспитывайте в ребёнке самоуважение и чувство собственного достоинства. Больше общайтесь с ним, обсуждайте интересующие его темы, спрашивайте его мнение по разным вопросам, попросите даже дать вам какой-то совет. Ну и, конечно, показывайте личный пример.
- Говорите о буллинге как явлении, ребёнок может столкнуться с ним на любом этапе своей жизни. Донесите до него, что главным буллером становится не тот, кто сильнее, а тот, у кого больше внутренних проблем: как правило, это низкая самооценка, трудности в семье или врождённая жестокость.
- Учите ребёнка постоять за себя в тренировочном формате. Психологи также советуют отрепетировать реакцию на поведение обидчика. Это может быть прямой взгляд в глаза, равнодушие или ироничное замечание, шутка. Зачастую буллеры, не получив ожидаемого эффекта от своих действий, теряют к жертве интерес.
- Следите за внешним видом ребёнка: неряшливость, нечистоплотность могут спровоцировать буллинг.
- Поощряйте занятия спортом и творчеством. Они закаляют характер, формируют здоровую самооценку, дают опыт общения. Спорт, как и любое другое занятие, дающее опыт успеха в чём-то, а значит, и веры в собственные силы, помогает развиваться гармонично.
Главное — дать понять своему ребёнку, что вы на его стороне и обязательно справитесь с этой ситуацией вместе.
В случае необходимости экстренной психологической помощи получить её можно набрав 8-800-2000-122 — всероссийский телефон доверия для детей и подростков. Телефон бесплатный. Звонки анонимные, не записываются. Входящие номера не определяются. Всё, сказанное ребёнком сотруднику службы доверия, останется только между ними.
Совместными усилиями мы можем создать мир, в котором каждый ребёнок чувствует себя в безопасности и получает поддержку.
Горячая линия проекта «Травли-нет!»: 8-800-500-44-14. Сайт проекта «Травли-нет!». Телефон для записи к специалистам Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Чернянского района: 8 (47232) 5-54-24.