Педагогический стаж Елены Андреевой — более 30 лет. Не одно поколение чернянцев научилось читать, писать и понимать ценность знаний благодаря чуткому и доброму профессионалу своего дела. Даже после ухода на заслуженный отдых богатый опыт Елены Михайловны не перестал быть востребованным, что и подтолкнуло к открытию собственного кабинета педагогической помощи для детей в Чернянке. Реализовать свой проект учителю помогла программа государственной поддержки в форме социального контракта.
Елена Андреева посвятила 36 лет системе районного образования. После Белгородского педагогического училища пришла молодым специалистом в родную ольшанскую школу учителем начальных классов. Переехав в Чернянку, сначала устроилась в поселковую школу №1 воспитателем группы продлённого дня, затем работала учителем начальных классов, на протяжении шести лет — заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курировала деятельность учителей начальных классов. Окончила Таганрогский педагогический институт. С 1 апреля 2002 года Елена Михайловна назначена директором школы №2. После 14,5 лет на руководящем посту педагог решила вернуться к любимому делу — обучению детей.
«В качестве учителя начальных классов во второй школе я сделала два выпуска. Сегодня мои дети — это ученики 5 и 9 классов. Очень благодарна коллективу, всегда с теплотой вспоминаю своих коллег и, конечно же, детей. Мы ведь тоже у них учимся — к примеру, сдерживать эмоции, находить подход, быть мудрее и многому другому. Приятно спустя годы встретить своего ученика взрослым, вспомнить не только каким он был школьником, но и увидеть, как он социализировался в обществе, каким стал семьянином, родителем, работником», — поделилась педагог.
По мнению Елены Андреевой, учитель начальных классов — это человек, который должен встретить детей в первом классе и пройти с ними весь путь длиной в четыре года. Взвешивая свои возможности, педагог решила выйти на пенсию.
Будучи на заслуженном отдыхе, занялась подготовкой к школе внучки, которая вскоре пойдёт в первый класс. Стали обращаться и родители других деток, в том числе бывшие ученики, знакомые. Так и возникла идея открыть свой класс педагогической помощи.
О программе соцконтракта Елена Михайловна знала из информации в СМИ, соцсетях. Учитель обратилась в управление соцзащиты населения района, чтобы узнать, подходит ли под категорию граждан, которым оказывается господдержка. Получив положительный ответ, разработала бизнес-план и представила его на утверждение комиссии. Проект получил поддержку и финансирование в размере 350 000 рублей.
Ремонт подобранного для аренды помещения Андреевы сделали своими силами, сами придумали дизайн. На выделенные средства приобрели оснащение для учебного кабинета и зоны отдыха.
«Средства пошли на покупку мебели, телевизора, множительной техники, ноутбука. Детям нужна наглядность, поэтому приобрела много раздаточного, дидактического материала, танграмы, магнитно-маркерную доску. Пособия в основном печатаю самостоятельно, исходя из индивидуальных потребностей. Деткам обязательно нужна смена видов деятельности, поэтому предусмотрена и зона отдыха», — рассказала самозанятый педагог.
Сегодня ученики Елены Михайловны — детсадовцы, которым вскоре предстоит сесть за парты, и школьники начальных классов. Подготовку к школе в районе ведут и общеобразовательные учреждения, и Дом пионеров и школьников, но у некоторых возникают сложности с посещением, к примеру, из-за режима работы родителей, ведь многие трудятся на предприятиях по сменам. В такой ситуации занятия по индивидуальному графику — отличное решение. Не каждый ребёнок системно посещает детсад, и в школу поступают дети с разным уровнем развития.
«Некоторые задаются вопросом, а нужна ли вообще подготовка к школе? Я считаю, что обязательно, так как школьная программа усложняется. Придя в первый класс, ребёнок уже должен знать буквы, звуки, иметь первоначальные навыки чтения, письма. Раньше таблицу умножения изучали в третьем классе, сегодня — во втором. Более быстрыми темпами преподаётся программа, и если ребёнок не уловил основу, то в дальнейшем возникают сложности. Каждый развивается по своей индивидуальной траектории, кому-то достаточно один раз услышать, чтобы усвоить материал, с кем-то нужно поработать дополнительно. Но самое главное — осознание новой социальной роли. Будущий первоклассник должен понять, что его ожидает смена основного вида деятельности, в детском саду это была игра, в школе — обучение. Кроме того, нужно научиться сидеть за партой, организовывать своё рабочее место, уяснить, что урок регламентирован», — объяснила Елена Андреева.
Перед тем, как приступить к работе, педагог проводит диагностику, чтобы выявить, каким багажом знаний обладает ребёнок. Среди учеников начальной школы востребованы индивидуальные консультации по устранению пробелов в знаниях, а кто-то, к примеру, занимается, чтобы получше подготовиться к олимпиадам или всероссийским проверочным работам. С дошколятами занятия проходят в основном в мини-группах по четыре-пять человек.
Внося свой вклад в общее дело — образование детей, Елена Михайловна не забывает и о других важных составляющих обучения и воспитания подрастающего поколения. Своим ученикам она прививает уважение к старшим, любовь к семье, чувство патриотизма. Опытный педагог убеждена, что изучать историю нужно начинать с малой родины, на примерах своих земляков.
«В профессии учителя, где бы он ни трудился, самое главное — это любовь к детям. Важно принимать ребёнка таким, какой он есть, вместе с ним радоваться его достижениям, переживать какие-то невзгоды, в том числе и семейные. Самое приятное — увидеть результат своего труда, когда ребёнок стал взрослым, самостоятельным, определился в жизни и стал достойным человеком», — поделилась мнением Елена Андреева.