16 ноября в России отметили День ветеранов уголовно-исполнительной системы. В преддверии этой даты состоялся наш разговор с экс-начальником колонии-поселения № 8 УФСИН России по Белгородской области, подполковником в отставке Юрием Нечепуренко. В послужном списке Юрия Сергеевича медали Министерства обороны «За отличие в службе» второй степени и Федеральной службы исполнения наказаний «За службу» трёх степеней, работа командиром артиллерийской части десантного корабля, инспектором группы по воспитательной работе с осуждёнными, заместителем, а затем и начальником чернянской колонии. В этом году он активно включился в педагогическую деятельность и о смене рода занятий не жалеет ни секунды.
— Юрий Сергеевич, расскажите о начале своего жизненного и трудового пути?
— Родился я в посёлке Чернянка 5 ноября 1971 года. Отец Сергей Владимирович Нечепуренко всю жизнь работал на сахарном заводе, мама Нина Алексеевна — в райкоме партии, потом администрации, налоговой инспекции. Учился сначала в сахзаводской восьмилетке, а девятый и десятый классы — в первой школе, после окончания которой в 1988 году поступил в Калининградское высшее военно-морское училище.
— Поделитесь воспоминаниями о флотской службе?
— Окончил училище в 1993 году. Это было сложное время, когда распался Советский союз. Начинал служить на среднем десантном корабле 106-й бригады надводных кораблей Каспийской флотилии, а заканчивал уже в штабе. В ведении командира ракетной артиллерийской боевой части, то есть моём, было всё вооружение корабля. Мы выполняли специфические задачи по высадке морской пехоты на необорудованном побережье, но также приходилось эвакуировать военнослужащих и членов их семей, штабных специалистов со всевозможными секретными документами. Забирали наших граждан из Баку, Красноводска, Баутино, Бекдаша — это Азербайджан, Туркмения, Казахстан. А затем нам поставили задачу охранять экономические торговые пути между Российской Федерацией и Ираном. Получил дополнительное образование психолога, несколько лет трудился по этой специальности.
— Как кадровый офицер ВМФ оказался снова на малой родине, вдали от морских путей?
— Со службы я уволился в 2000 году в звании капитан-лейтенанта. Решил вернуться домой в Чернянку. В училище мы получали две специальности — военного инженера по вооружению и гражданскую квалификацию инженера-электромеханика, поэтому сначала немного поработал на сахарном заводе электромонтёром, а потом мне предложили должность начальника отряда группы по воспитательной работе с осуждёнными в колонии. За 18 лет службы «дорос» до поста начальника колонии. На пенсию вышел в звании подполковника внутренней службы и статусе ветерана уголовно-исполнительной системы.
— Непросто работать в исправительном учреждении, ведь с людьми приходится сталкиваться сложными, непредсказуемыми. Были в Вашей практике случаи, которые больше всего поразили или возмутили?
— Да много всего было… Самый, пожалуй, вопиющий случай, когда наши оперативники пресекли канал поступления наркотиков. К одному из осуждённых приезжала жена с новорождённым ребёнком, и в одежде грудничка она прятала запрещённые вещества. Резонансное дело было с задержанием осуждённого, самовольно оставившего пределы колонии. Неделю его искали, практически весь личный состав был задействован, подключили полицию, пограничников, спецназ с вертолётами. Задержали в Волоконовском районе уже практически на границе с Украиной.
— Как удавалось оперативно справляться с внештатными ситуациями?
— Здесь трудятся люди, которые понимают, что от них хотят и для чего они сюда пришли. Все вопросы решаются, когда работает устоявшийся, слаженный, боеспособный коллектив, сплочённый во всех смыслах этого слова. Мы вместе не только служили, но и отдыхали, и в общественной деятельности участие принимали. В регионе между подразделениями управления Федеральной службы исполнения наказаний регулярно проводились конкурсы художественной самодеятельности, спартакиады, соревнования по волейболу, футболу, гиревому спорту, шахматам. Даже по зимней рыбалке состязания как-то устраивали, в нашем районе их проводили на одном из прудов. Участвовали целыми семьями.
— Какое событие считаете самым значимым за время службы в колонии?
— Строительство храма Всех святых в земле Российской просиявших. Горжусь тем, что был одним из инициаторов его появления и непосредственным руководителем работ.
— А о своей семье расскажете? Как близкие относились к непростой работе?
— Да очень хорошо относились, я ведь свою жену Елену здесь и встретил, в колонии. Она работала в штате юристом. А сын Дмитрий и вовсе пошёл по моим стопам: окончил Воронежский юридический институт ФСИН, служит в старооскольском следственном изоляторе начальником отдела охраны. Надеюсь, скоро сочетается законным браком и подарит мне внуков.
— Как получилось, что ветеран УФСИН пришёл работать в школу?
— В 2019 году по выслуге лет я вышел на пенсию, но отдыхать в наше время — не самое правильное занятие. Когда предложили преподавать «Основы безопасности и защиту Родины» в поселковой школе № 2, я сомневался, что получится найти общий язык с современным молодым поколением, но буквально за несколько месяцев своё мнение изменил кардинально. Казалось, что нынешнюю детвору ничего кроме жвачек и чипсов не интересует, но это совсем не так! Они умные, раскрепощённые и во многих вещах могут легко дать фору любому взрослому. И самое важное, что у того направления, которым я сейчас занимаюсь, есть большие и серьёзные перспективы, ведь молодёжь нужно по максимуму вовлекать в патриотическое воспитание.
— Какой совет дадите подрастающему поколению?
— Прежде всего, не надо бояться службы в погонах. Как сказал кто-то из великих полководцев, если ты не будешь кормить свою армию, будешь кормить чужую. Я говорю не только о вооружённых силах: всегда открыты двери для работы в полиции, прокуратуре, ФСБ, следственных органах. Да, служба в этих структурах никогда не была лёгкой — это всегда бессонные ночи, нервотрёпка. Но не всем же быть айтишниками и блогерами, кто-то должен и Родину защищать! Оберегать Отечество, лечить, учить, кормить — это святое, и оно останется всегда.
— Спасибо за интересную беседу!