Изменения в трудовом законодательстве вступили в силу с 1 сентября. Основные из них — в материале Государственной инспекции труда в Белгородской области.
Статья 152 Трудового кодекса РФ действует в новой редакции, установленной федеральным законом от 22.04.2024 года №91-ФЗ: сверхурочная работа оплачивается исходя из размера зарплаты, установленного в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. Речь идёт только о тех компенсационных и стимулирующих выплатах, которые являются частью оплаты труда сотрудников. То есть разовые премии и другие аналогичные выплаты, не входящие в систему оплаты труда, учитывать нельзя. При этом нормы остались прежними: за первые два часа работы — не менее чем в 1,5 размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу должны быть закреплены в трудовом и коллективном договоре, ЛНА работодателя. По желанию работника, привлечённого к сверхурочной работе, вместо повышенной оплаты ему может быть предоставлено дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Напомним, что постановлением от 27 июня 2023 года № 35-П Конституционный суд Российской Федерации признал нормы об оплате сверхурочной работы неконституционными и поручил уточнить Трудовой кодекс РФ.
С 1 сентября для работников с инвалидностью установлен минимальный период для ежегодного оплачиваемого отпуска — не менее 30 календарных дней. Норму, которая раньше действовала на основании федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепили в ТК РФ.
Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1.09.2024 года в Трудовой кодекс РФ внесены следующие изменения:
- статья 115 дополнена частью следующего содержания «Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работающим инвалидам продолжительностью не менее 30 календарных дней».
- часть вторая статьи 353 изложена в следующей редакции:
«Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных частями первой, третьей и четвертой настоящего кодекса».