В администрации Чернянского района под председательством заместителя главы по социальной политике Татьяны Рыки прошло заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На рассмотрение поступили несколько административных протоколов, составленных по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей.
К сожалению, в практике КДН нередки случаи, когда мам и пап призывают к ответственности за неблаговидные поступки, совершённые в состоянии алкогольного опьянения. Так, гражданин Д. 1984 года рождения пришёл домой ночью, будучи глубоко нетрезвым, и устроил супруге скандал. Всю нелицеприятную картину наблюдал их трёхлетний ребёнок, проснувшийся в страхе от громких криков.
Казалось бы, обычный семейный конфликт, который можно было решить без посторонних, но опыт подобных дел подсказывает членам комиссии, что вряд ли женщина стала бы вызывать полицию, если такая ситуация возникла впервые. И каждая ссора родителей негативно отражается на психологическом состоянии ребёнка. Несмотря на видимое раскаяние главы семейства и обещание не допускать впредь таких случаев, председатель комиссии ещё раз напомнила ему о вероятности постановки на учёт как неблагополучного родителя, если употребление спиртных напитков он сам для себя не поставит под строжайший запрет.
Согласно другому административному материалу, к ответственности по той же статье привлечена мама двух девочек 13 и 16 лет. Поссорившись с мужем, она ушла из дома к родственнице и попросила не раскрывать обидчику её местонахождение. В поисках супруги мужчина обратился в полицию. В настоящий момент, как призналась женщина, они с мужем помирились. Однако любители домашних скандалов не учли, что полицейский протокол от этого не испарится по мановению волшебной палочки, обязательно будет разбирательство, и наступят правовые последствия.
«В данном случае для вас всё ограничилось вызовом на комиссию и штрафом 100 рублей, однако не забывайте, что заложниками ситуации стали ваши дети. Они ведь наблюдают ссоры родителей, переживают, страдают. И это риск для несовершеннолетних, который при повторном привлечении к ответственности может привести к постановке на учёт, регулярным визитам компетентных органов. Вы — семья! И надо стараться находить общий язык, думать о будущем своих детей», — подчеркнула Татьяна Рыка.
Несмотря на все предупреждения, запреты, инструктажи и разговоры о безопасности, по-прежнему родители чернянских подростков допускают их купание и нахождение на водных объектах без сопровождения взрослых. Так произошло и 27 августа, когда полицейский патруль составил административный протокол по факту нарушения этого правила восьмиклассницей одной из школ района. После рассмотрения дела комиссия рекомендовала девушке уделить больше внимания учёбе и занятиям, её маме — усилить контроль за несовершеннолетней, чтобы не допустить трагедии.
Следующим пунктом повестки дня стал давний конфликт учительницы и её бывшего ученика, который неожиданно перерос в битьё забора попавшимися под горячую руку подростка яблоками. И дело оказалось не столько в материальном ущербе, который был незначительным, сколько в моральном — педагог не смогла простить хулигану дерзкое поведение и настояла на разбирательстве, несмотря на многократные извинения и попытки компенсировать порчу имущества. Совершивший столь неблаговидный поступок молодой парень полностью признал свою вину и раскаялся, согласившись с утверждением, что в этой ситуации виноват лишь тот, кто взял в руки злополучные яблоки и выместил негативные эмоции на ни в чём не повинном заборе.
Ещё один вопиющий случай произошёл в районе этим летом. Трое мальчиков 9, 10 и 11 лет совершили хищение товара из магазина.
«Мы хотели взять «Желейку» за 35 рублей. Стали в кучку, чтобы нас не заметила продавщица, но она заметила и вызвала полицию», — признался один из несостоявшихся воришек.
Чтобы ни у кого из присутствующих не возникло желания поиронизировать на тему копеечной стоимости украденного, из-за которого родители мальчишек уже месяц вынуждены обивать пороги разных инстанций, Татьяна Рыка напомнила, что они совершили преступление не походя, поддавшись мимолётному искушению, а обдуманно, заранее договорившись между собой и обсудив план действий:
«Всё очень серьёзно. Такие проступки — не просто шалость, это преступление, которое чревато постановкой на учёт. А если бы им было уже по 14 лет, то вполне могло обернуться уголовной ответственностью».
А ведь ребята из вполне благополучных семей, да и деньги на карманные расходы у них наверняка были. Вероятно, парням просто захотелось острых ощущений. Теперь, по мнению членов комиссии, свою репутацию они могут исправить только хорошей учёбой, достойным поведением, активным участием в школьных мероприятиях, спортивных или творческих секциях. Впрочем, характеристики из школ подтверждают, что до этого момента всё именно так и было, а что заставило мальчиков пойти на этот шаг — загадка для всех, кто с ними знаком. Родители заверили, что все возможные воспитательные и разъяснительные беседы были проведены, да и наказание они дома уже получили соответствующее, так что впредь даже мыслей о воровстве у них не возникнет.
Также в комиссию поступили два ходатайства по принятию мер к гражданке В., воспитывающей четверых детей. Её старшие дочери-погодки учатся в седьмом классе, а самому младшему едва исполнилось два года. Постоянное отсутствие матери дома — меньшее из всех зол, происходящих в этой семье. Гораздо хуже, когда она для распития спиртных напитков приглашает в квартиру компанию взрослых мужчин, подвергая тем самым опасности взрослеющих девочек и малышей.
На уговоры органов опеки прекратить пьянство В. реагирует с переменным успехом — трезвый образ жизни её устраивает всего на несколько дней, а потом она снова берётся за старое. Выходить из декрета раньше трёх лет она тоже не стремится, ссылаясь на то, что потеряет пособия, хотя при её небольшом заработке и четверых детях на иждивении об этом не может даже идти речи. Да и оформлять младшего сына в детский сад она категорически отказывается, на полном серьёзе уверяя комиссию, что там его обязательно будут бить злые воспитатели, и всё непременно закончится тем, что она будет им жестоко мстить за своё чадо и за это сядет в тюрьму.
О такую железобетонную логику разбились все мыслимые варианты развития событий без принудительного изъятия детей, тем более, что от медикаментозного лечения алкогольной зависимости В. также отказалась по надуманным причинам. С большим трудом она согласилась лишь встать на учёт у нарколога, однако сомнительно, что женщина выполнит обещание и в ближайшее время придёт на приём к врачу. Председатель КДН поручила коллегам усилить контроль за семьёй, не допуская даже ничтожного нарушения прав детей.