Чтобы возглавлять школу, нужно немалое мужество, ведь современные условия требуют многозадачности. Руководитель должен быть лидером, ведущим за собой большой коллектив, готовым к новым вызовам, принятию сложных, иногда быстрых решений. Именно таким человеком является Ольга Безденежных. По образованию преподаватель обществознания, права и экономики, заслуженный учитель России в 2021 году стала директором средней общеобразовательной школы №4 посёлка Чернянка. В этом году её портрет занесён на районную Доску почёта.
«Быть руководителем, значит брать на себя ответственность за учителей, учеников, персонал школы. И важно понимать, что решения, которые принял директор, могут повлиять на судьбу не одного человека», — считает Ольга Сергеевна.
Она с детства мечтала быть учителем. Окончив Белгородский государственный университет, пошла работать педагогом дополнительного образования в Доме пионеров и школьников, после — год в школе №3 Чернянки, а с 1997-го пришла в четвёртую учителем истории и обществознания.
— Встречали ли в своей жизни людей, которые повлияли на Ваш выбор профессии?
— Для меня была примером учитель русского языка и литературы Раиса Александровна Потапова. Во многом благодаря ей обозначился мой жизненный путь. С трепетом вспоминаю своего первого учителя Надежду Петровну Архипову и классного руководителя Неллю Николаевну Сметанину и очень рада, что в настоящее время я работаю вместе с ними в одной школе.
— Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
— Прежде всего — любовь и уважение к детям. Не будет любви — ничего не получится. Педагог должен завоевать доверие ребёнка, ведь это маленький человек, которого не обманешь никогда, дети чувствуют ложь. Любовь, уважение, доверие — вот те качества, без которых никогда не будет учителя.
— Вы — заслуженный учитель Российской Федерации. Что помогает добиваться высоких результатов?
— В первую очередь, это любовь к своей профессии, к тому, что я делаю. Это поддержка коллег, потому что многие награды, достижения — это коллективная заслуга, общий вклад. Конечно же, это дети, которые окружают и которые всегда готовы принять участие в различных конкурсах, этим самым поддержать. Именно благодаря совместным усилиям достигается успех. Я считаю, что победы учителя — не только его заслуги, но и всех окружающих людей.
— Вы следите за судьбой своих выпускников?
— Конечно! В каждого ребёнка ты вкладываешь душу, частичку себя, поэтому интересно узнать, что происходит в их жизни. С появлением социальных сетей это стало ещё легче. Мы очень гордимся нашими выпускниками. Многие из них спортсмены и мастера спорта, доктора, учителя. Многие работают теперь в качестве учителя в нашей школе и добиваются значительных успехов. Мы радуемся их успехам, огорчаемся, когда у них что-то не получается.
— Кем руководить сложнее — коллективом или детьми?
— Руководить несложно, если тебя понимают. Но детьми мы точно не руководим, а направляем их в нужное русло, мы проживаем с ними жизнь, ориентируем по той дорожке, по которой они должны идти. Если им приказывать, не выйдет ничего хорошего. Может быть, из-за этого подхода многие дети говорят, что я с ними на одной волне. Они не чувствуют какой-то большой дистанции между нами, ведь всегда могут подойти ко мне и рассказать о своих переживания, предложить поучаствовать во флешмобе и так далее. С коллективом мне очень повезло, в нём я сама становилась учителем, потом завучем, то есть сама здесь росла, развивалась вместе с теми людьми, которые вокруг меня сейчас. Я пришла не для того, чтобы командовать. Мы вместе также продолжаем проживать взлёты и какие-то неувязки, строить планы и реализовывать их вместе. Я чувствую колоссальную поддержку. И если в коллективе не будет поддержки, взаимопонимания, то руководитель не состоится.
— Расскажите о планах. Каковы перспективы развития школы?
— Мы стараемся участвовать в реализации различных проектов, например, по созданию баскетбольной площадки на территории нашего стадиона. В планах — увеличение количества детей, которые принимают результативное участие в различных конкурсах регионального и всероссийского уровней, потому что мы являемся областной государственной школой, и, конечно же, нам нужно держать определённый статус, что мы и стараемся делать. Также в планах привлечь больше детей в различные объединения и движения: Российское движение детей и молодёжи, Движение первых, «Орлята России» и всероссийское движение «Юнармия». Мы стараемся активно вовлекать не только детей и их родителей, но и жителей микрорайона в социально значимые проекты. Это благоустройство школы и школьного двора, потому что микроклимат, которым живём, очень важен.
Ещё одним из главных пунктов является повышение профессионального уровня наших учителей, результативное участие в конкурсах профмастерства, привлечение молодых специалистов. В школе хорошо отлажено методическое сопровождение для них. В целом можно сказать, что главные задачи, которые стоят перед нами, — повышение уровня образования и безопасности, чтобы дети чувствовали себя комфортно в нашей школе.
— Опишите, пожалуйста, обычный день директора школы. С чего он начинается, как проходит и чем заканчивается?
— День начинается с обхода школы. Нужно знать, всё ли в порядке по хозяйственной части, нет ли поломок, происшествий. После этого уже начинают подходить дети в школу. Я стараюсь всегда встречать детей с улыбкой и найти для каждого доброе слово, чтобы день у них начался хорошо. А после начинаются уроки. Школа — это живой организм, в котором всегда что-то происходит, поэтому редко выпадает свободная минутка. Нужно посмотреть, все ли в школе, всё ли безопасно. Мы кормим детей, поэтому нужно узнать, как обстоят дела в столовой, что с автобусом. После идёт посещение уроков учителей, потому что нужно проконтролировать, как ведутся занятия. Конечно же, провожу свои уроки. Рабочий день директора не ограничивается с 8:00 до 17:00, необходимо быть всегда настороже. После работы могут позвонить родители и задать вопросы, на которые я с радостью отвечу.
— Современный директор школы — в чём его основная задача сегодня?
— Это развитие каждого школьника и члена коллектива. Директор должен создать условия, чтобы дети учились в комфортной обстановке, в безопасности, увидеть в каждом ребёнке индивидуальность и развить её. Современный директор не сидит в кабинете, а идёт в ногу со временем и на одной волне с детьми.
— Спасибо Вам за познавательный рассказ, Ольга Сергеевна!
Беседовала Мария ЗИНОВЬЕВА