Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+26 °С, ясно
Белгород

Врач-невролог детской областной больницы Наталья Берестовая — как вырастить здорового ребёнка

4 июня , 14:35ОбществоФото: ru.freepik.com

Доктор дала советы и развеяла мифы о том, что должны уметь дети в том или ином возрасте.

В чём главные родительские ошибки, как приучить малыша к горшку, что такое понятие нормы, можно ли «разговорить» своего молчуна и как вырастить здорового ребёнка, об этом наш сегодняшний разговор с главным внештатным детским неврологом министерства здравоохранения области, заведующей неврологическим отделением детской областной больницы, врачом высшей категории Натальей Берестовой.

— Доктор, насколько нынешние дети другие?

— Конечно, современное детство отличается от нашего, которое было 20-30 лет назад. Для нас оно было в большей степени социальным. Мы пропадали с утра до вечера на улице, играли в совместные игры с другими детьми. Для современного ребёнка намного важнее информационное пространство. Доступность информации — это, с одной          стороны, плюс, с другой, минус, потому что представляет определённые риски. Родителям нужно стараться сохранить товарищеские отношения со своим ребёнком, особенно подростком, чаще общаться с ним, чтобы знать, что его интересует, какие источники информации востребованы, чтобы иметь какой-то родительский контроль.

— С какими патологиями дети чаще всего попадают в стационар?

— В неврологическом отделении детской областной больницы проходят обследования и лечение дети, у которых появились острые симптомы: сильная головная боль, судороги, нарушения сознания, различные двигательные нарушения. Состояния эти могут быть вызваны серьёзными заболеваниями или функциональными расстройствами. В целом, патологии на протяжении многих лет остаются теми же самыми, что и раньше. Но наука не стоит на месте, сегодня мы получаем больше возможности для лучшей диагностики и коррекции состояний детей.

— Наталья Александровна, раньше считалось, что ребёнок должен пойти в год, а заговорить в полтора. Сейчас врачи говорят, что ребёнок может не ходить до полутора лет. Как современные неврологи расценивают такое развитие — как отставание или вид нормы?

— Дети не изменились. Подход к определению нормы стал более лояльным. Вообще понятие нормы в медицине имеет мало общего с абсолютными категориями. Нельзя сказать, что современные дети развиваются как-то медленней. На этот процесс оказывают влияние и генетические факторы, и факторы среды. Это и перенесённые соматические заболевания, и тяжёлое течение вирусных инфекций, и анемия, и травмы. Всё влияет на скорость усвоения ребёнком различных навыков. Важно вовремя разобраться, является ли эта задержка развития вариантом какого-то функционального расстройства или серьёзным заболеванием. В этом как раз поможет детский врач-невролог.

— Многие родители жалуются, что не могут приучить ребёнка к горшку. Уже скоро в садик пора отдавать, а он всё никак.

— Контроль гигиенических навыков может быть освоен в разные сроки ребёнком, это решение родителей. Раньше было принято прививать навыки опрятности в самом раннем возрасте. Сейчас с появлением одноразового белья, эти сроки сдвинулись. А поскольку дети консервативны, их трудно переучить, поэтому тут надо проявить и педагогический подход, и элемент игры. Возможно, поменять горшок, старый стал мал и неудобен для ребёнка. Кто-то сажает малыша на взрослый унитаз, так он чувствует себя наравне со взрослыми, и ему это нравится. Можно поставить горшок в палатку, в которой любит играть ребёнок, возможно, он воспримет эту процедуру как часть игры. Кто-то включает музыку, кто-то читает сказки. Вот чего точно не надо делать, так это силой заставлять ребёнка сесть на горшок, упрямо настаивать на своём.

— Ещё одна проблема — многие дети плохо разговаривают. В 2-2,5 года изъясняются слогами, у них очень маленький словарный запас, при этом всё понимают. Даже помогают себе жестами, чтобы лучше объяснить взрослым.

— В такой ситуации ребёнка стоит проконсультировать у детского невролога. Важно не пропустить нейродегенеративное заболевание, какую-то манифестацию психиатрической патологии, те же расстройства аутистического спектра. Если доктор при осмотре не обнаружит никаких таких красных флажков, то расценит это вариантом темповой задержки речевого развития. Он предложит родителям правильный режим: выключаем телевизор, дозируем мультфильмы. Ребёнок должен слышать много человеческой речи, рассматривать вместе со взрослыми книжки, включаться в совместные игры. Нужно рассказывать малышу, что вы делаете, например, когда варите суп. Не только речь, важен и визуальный образ при этом. Это стимуляция гораздо лучше, чем просто включить аудио сказку и спокойно заняться своими делами. Малышу может стать скучно, он отвлечётся, перестанет слушать. Для него это будет просто пребыванием в шумовой среде.

— Некоторые родители настаивают, чтобы ребёнок повторял за ними слова, дескать, так быстрей научится говорить.

— Необязательно заставлять ребёнка повторять за собой. Когда он будет готов, он скажет сам. Но опять же, родитель должен показать, что понимает его язык и готов к диалогу. Но одно дело малыш, у которого появился первый лепет, другое — если ребёнок уже долгое время называет какой-то объект облегчённым словом. Тут нужно его немножко простимулировать, чтобы он постарался получше.

— Наталья Александровна, дети часто плачут, где грань между детскими капризами, избалованностью и серьёзными патологиями?

— Основной критерий: если ребёнок капризничает периодически. Возможно, он не здоров, устал, зубки режутся. Если это его перманентное поведение, он постоянно перевозбуждён, не может сосредоточиться на определённом действии, не готов осваивать какие-то навыки, тут нужно срочно обращаться к неврологу, а возможно, и к психиатру.

— Откуда берётся энурез? С такой проблемой сталкиваются родители детей и в пятилетнем возрасте.

— Конечно, ночное недержание мочи в пять лет не является нормой. Уже после двух-трёх лет у ребёнка должен быть сформирован навык ночного контроля мочи. Здесь может быть наследственная предрасположенность. Нужно исключить болезни мочеполовой системы. Особенно тревожно, если этот навык уже сформировался, а потом был утрачен. Нужно обязательно идти к врачу и не считать, что он «перерастёт».

— Наталья Александровна, какие Вы бы дали советы родителям, чтобы они вырастили здорового ребёнка?

— Думаю, в моих рекомендациях для родителей, которые осознанно подошли к своему родительству, не будет ничего нового. Важно соблюдать режим дня, чтобы малыш высыпался и мог в течение дня осваивать и закреплять новые навыки. Необходимы какие-то разумные требования со стороны родителей, адекватные ограничения в использовании гаджетов. Малышам вообще не нужно предлагать такой вариант замены человеческого общения. Ну и дети постарше не должны сидеть в телефоне целыми днями. Несомненно, должен быть какой-то родительский контроль. Но не такой, когда мама с папой силой пытаются вырвать у ребёнка гаджет, а сами продолжают не выпускать из рук свои телефоны. Согласитесь, это выглядит немного комично. Родители должны общаться с ребёнком не только за ужином, больше проводить вместе свободного времени, знать, чем живёт их сын или дочь, с кем дружит, чего хочет. Ну и медицинские аспекты, куда без них. Должен проводиться регулярный осмотр ребёнка педиатром, узкими специалистами и, конечно, своевременная вакцинация.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 13:42
Вячеслав Гладков – о нововведениях для жителей приграничных территорий
Материал
Общество13 июля , 14:37
Вячеслав Гладков подчеркнул важность передачи памяти о Великой Отечественной войне потомкам
Материал
Общество12 июля , 11:41
Семье ветерана Курской битвы вернули утраченные награды