Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+0 °С, облачно
Белгород

Чернянец Иван Алипин: ««В Баграме технике было легче, чем нам, водителям»

22 февраля , 12:25ОбществоФото: Анатолий Гусаков

Ветеран Афганской войны поделился с корреспондентом «Приосколья» воспоминаниями о службе.

Иван Алипин учился аккуратности и безопасному вождению автомобилей на горных дорогах Афганистана, где более двух лет проходил воинскую службу в составе ограниченного контингента Советских войск, защищая интересы Отечества за его пределами.

Родился Иван Алипин в январе 1964 года в селе Кузькино. Водителем мечтал стать с малых лет. Впервые сесть за баранку автомобиля попробовал под присмотром отца, который работал шофёром в местном колхозе «Россия» и часто брал сына в поездки по полям хозяйства и в райцентр, когда мальчишке не было ещё и семи лет. Отцова похвала той первой пробы подогрела интерес к профессии.

После школы работал в колхозе трактористом. Права на управление автомобилем получил по завершении трёх месяцев обучения и успешной сдачи экзаменов по ПДД и практическому вождению в Александровском сельском профтехучилище, куда перед призывом в армию был направлен райвоенкоматом для приобретения военной специальности. Повестку о призыве ему вручили в конце марта 1982 года. Наличие профессии послужило главным условием прохождения срочной службы в качестве военного водителя.

Армейские будни начались для новобранца в учебном подразделении гарнизона, дислоцировавшегося в городе Буйнакске республики Дагестан. Здесь молодые воины занимались тактической, строевой и физической подготовкой, изучали устройство и осваивали способы технического обслуживания транспортных машин ЗИЛ-131 и КрАЗ, другие премудрости военного дела. Упор был сделан на овладение военнослужащими навыков и умений вождения автомобилей. На третьем месяце занятий группу солдат, принявших присягу, в состав которой вошёл Иван Алипин, доставили на аэродром, где погрузили в самолёт. Спустя несколько часов лёта борт приземлился в Кабуле — столице Афганистана, знакомого прилетевшим из Дагестана военнослужащим лишь по школьным урокам истории и географии. Из Кабула вертолётом военнослужащих доставили в ещё менее известный им афганский город Баграм.

Иван Алипин (справа) с сослуживцем
Фото: личный архив Ивана Алипина

На размещённой здесь ремонтной базе бронетехники в автороте танкового полка более двух лет проходила служба Ивана Алипина в соседней республике. В автороте за ним закрепили сразу два грузовика: ЗИЛ-131 и КрАЗ, на которых регулярно доставлял с аэродрома и складов базы на боевые точки боеприпасы, продовольствие и другие военные грузы, а также личный состав для ротации в подразделениях.

«В Баграме технике было легче, чем нам, водителям. В отличие от грузовиков у нас практически не было перерывов на выезды с базы на боевые позиции», — говорит Иван Иванович.

Как вспоминал ветеран Афганской войны, транспортировать воинские грузы, военнослужащих водителю приходилось как в одиночку, так и в составе колонн. И в том, и другом случаях находиться за баранкой было опасно. В любой момент можно было попасть под пулемётный и автоматный обстрелы, выстрелы гранатомётов моджахедов, появляющихся исподтишка, вроде бы как ниоткуда, наехать на только что поставленные ими на дороге мины. Но боязни ни у кого из сослуживцев-водителей не было, все хорошо знали — на помощь придут боевые товарищи, в том числе из соседних десантных подразделений.

На втором году службы у рядового Алипина, уже признанного в подразделении классным водителем, случились перемены. Чёткое исполнение приказов, безупречное владение вверенной техникой не остались без внимания. Когда командиру танкового полка вместо демобилизовавшегося потребовался новый водитель, по рекомендации офицеров автороты им стал именно рядовой Алипин.

Так начался новый для него этап службы в Афганистане. Уже в первые дни солдат оправдал доверие. Он всегда вовремя доставлял комполка в нужное место, водил УАЗ не рискованно, но на высоких скоростях, обеспечивая при этом офицеру полнейшую безопасность. Командир долго не хотел расставаться с полюбившимся ему солдатом, даже по истечении срока действительной службы Алипина, но сделать это ему всё же пришлось. В результате Иван вернулся домой на четыре месяца позднее, чем все его сослуживцы по призыву. Но из этого трагедии не сделал: надо, значит надо.

Возвратившись, работал в колхозе водителем КамАЗа. С февраля 1989 года стал трудиться водителем хозяйственного и транспортного подразделения по обслуживанию культурно-досуговых учреждения управления культуры района. Изо дня в день уже 45 лет кряду занимается ветеран Афгана доставкой взрослых и детей в места назначения без происшествий на маршрутах. Благодаря профессиональному и бережному отношению к технике, должному за нею уходу, автомобили, закреплённые за ним, служат долго и надёжно.

Иван Иванович поддерживает дружбу со всеми, кто, как и он, служил в своё время в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане. Благо таких людей только в управлении культуры кроме него ещё двое — Василий Лыков и Павел Сазонов. 15 февраля вместе с боевыми товарищами традиционно участвовал в торжественном мероприятии, посвящённом Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Как и его боевым товарищам-землякам, глава администрации района Татьяна Круглякова вручила Ивану Ивановичу в торжественной обстановке орденский знак «35 лет выводу советских войск из Афганистана».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анатолий Гусаков
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 12:48
Учительница из лицея №9 города Белгорода поборется за победу во Всероссийском проекте Знание.Лектор
Материал
Общество20 ноября , 17:14
Вячеслав Гладков: "Федеральные власти выделили 15,8 млрд рублей на помощь жителям приграничья"
Материал
Общество20 ноября , 15:57
Вячеслав Гладков: «Правительство РФ выделило в 2024 году 1,8 млрд рублей предприятиям АПК»