Сегодня для любого из нас электричество — это что-то само собой разумеющееся. А ведь массово стало появляться оно в домах чернянцев не так давно по историческим меркам, всего каких-то 60 лет назад. И живут в нашем посёлке люди, своими глазами видевшие его рождение. «И ты сидишь и ждёшь вечера, когда можно будет включить свет. Вот это было настоящее счастье! По сравнению с керосинками электрическая лампочка была, как солнце!», — такими воспоминаниями из своего детства поделился с нами ровесник Белгородской области Виктор Пушкин.
В этом году наша область — юбиляр! Регион отметил 70-летие 6 января, а ещё в ноябре на большой пресс-конференции губернатор Вячеслав Гладков объявил, что весь 2024 год пройдёт «под флагом» этого знаменательного события. Красивая дата — это замечательная возможность ещё раз вспомнить не только историю Белгородчины, все события, достижения и победы, но и людей, которые вместе со своей малой родиной прошли этот долгий, тернистый путь. Кто они — ровесники области? Врачи и педагоги, работники культуры и спортсмены, сталевары и писатели, руководители крупных предприятий и простые сельские труженики. И у каждого из них — своя история.
Виктор Алексеевич Пушкин родился 26 января 1954 года в семье коренных чернянцев. Отец Алексей Яковлевич сменил несколько рабочих профессий — от кузнеца на маслобойном заводе до помощника машиниста на сахарном, мама Нина Григорьевна много лет трудилась секретарём в начальной школе. Своё босоногое детство Виктор Алексеевич вспоминает с теплотой и любовью, хотя нынешняя разбалованная телевизором и Интернетом детвора наверняка не поймёт всех радостей сельских мальчишек и девчонок родом из 50-х.
«Нас воспитывала улица. Зимой — лыжи, санки, летом — речка, велосипед. Мы с младшей сестрой Ольгой родились на Заводской, детство прошло в микрорайоне, который до сих пор называют Собачьим Хуторком. С конца мая, как только начинались школьные каникулы, и до самой осени — на улице. Только перед 1 сентября мамы нас загоняли домой, отмывали, причёсывали — готовили к новому учебному году», — поделился воспоминаниями наш герой.
Учиться Виктору пришлось в трёх разных школах: с первого по четвёртый классы — в начальной на Ленина, с пятого по восьмой — в сахзаводской, а девятый и 10-й — в нынешней поселковой №2 (тогда она была единственной десятилеткой в райцентре). Как и все пионеры страны Советов, чернянские ребята собирали макулатуру, металлолом, выполняли множество общественных поручений. Но больше всего с самого детства мальчишку с техническим складом ума поражал прогресс и масштабы строительства в районе.
«Всё же при нас строилось! На наших глазах выросли элеватор, сахзавод, ПМК, сельхозтехника, школы, больница, целый жилой микрорайон «Черёмушки». На тех местах не было ничего, пустыри были. И как электричество в посёлке появилось, я хорошо помню. Для предприятий строили свои ЛЭП, намного раньше, а в дома начали подводить электричество только в начале 60-х. Мать мне говорит: «Витька, ты ж смотри, придёт электрик, он сам всё подключит, а ты следи. Мы все на работе будем, ты за главного в доме!». И вот он приходит. Сначала в доме проводку сделал, потом надевает «когти», залазит на столб, подключает. А проводка какая была? К стене крепилась на роликах-изоляторах, провода скручены не пойми как… И ты сидишь и ждёшь вечера, когда можно будет включить свет. Вот это было настоящее счастье! По сравнению с керосинками электрическая лампочка была, как солнце! Розетки тоже сразу в доме сделали, только включать в них поначалу было просто нечего. Это со временем появились и электрические утюги, и приёмники, и прочая техника», — рассказал Виктор Алексеевич.
Конечно, поначалу работало всё с перебоями, частенько свет в домах отключали. Зато какое железобетонное оправдание, если стих к школе не выучил!
«Так, Пушкин! К доске. Стихотворение было на дом задано. Раиса Ивановна, да я не выучил, света не было. Виктор, у всех керосиновые лампы есть, и у вас тоже. Так это же другое!», — вспоминаются седовласому «мальчишке» школьные диалоги с учительницей.
А ещё вспоминаются дома, крытые соломой (а таких в Чернянке было большинство), вода, которую носили вёдрами из пары колодцев на всю улицу, готовка на примусе или керогазе, километровые очереди за незаменимым в хозяйстве керосином. Да и что такое асфальт, местные жители узнали уже гораздо позже.
«Машин было мало. Буквенные обозначения на номерах были БЕМ или, например, БЕП, БЕФ. А на цифры в номере мы играли на щелбаны. Вот едет машина с номером 45-47, и ты первый её увидел — значит семь щелбанов другу (по последней цифре). А если он увидел — то тебе, — смеётся над нехитрыми развлечениями своего детства Виктор Пушкин. — Телевизоров у нас ещё не было, зато было радио. Под него вставали утром, с ним, бывало, и засыпали. Всегда слушали концерты по заявкам, «Пионерскую зорьку». Мне почему-то очень запомнился радио-спектакль «Твой дядя Миша». А когда у кого-то из соседей появился телевизор, смотреть хоккейные матчи к ним ходили чуть ли не всей улицей».
Маму Виктора, которая рано осталась сиротой, воспитывала тётя Клавдия Михайловна. Она работала на комбинате бытового обслуживания, а сынишку племянницы, которого растила, как внука, бывало, брала с собой в ковровый цех, где он часами с упоением наблюдал за тем, как ловко женщины набивают яркие цветочные узоры.
«Самым любимым развлечением у нас, конечно, было кино. В Чернянке можно было посмотреть фильм в двух местах — в «Комсомольце» (сейчас в этом здании кафе «Перекрёсток») и в клубе маслозавода (нынешний Дом пионеров). Сеансы в них были в разное время, а по субботам и воскресеньям и там, и там дополнительно крутили детские фильмы. Билет стоил 20 копеек, а детский — 10. В клубе после сеансов устраивались танцы, но главным местом сбора молодёжи был всё же ДК, в котором стали появляться модные в то время вокально-инструментальные ансамбли», — рассказал наш герой.
К выбору профессии, когда пришло время, его, вероятно, подтолкнули яркие детские впечатления от впервые увиденной лампочки. После школы Виктор пошёл учиться на электрика — поступил в новооскольский сельхозтехникум. С третьего курса забрали в армию. Два года отдавал долг Родине в Ивановской области, в знаменитом на всю страну своими ситцами текстильном городке Шуя. Во время службы 7 ноября 1973 года довелось принимать участие в 101-м параде на Красной площади.
«Я сидел в кабине машины, которая везла ракету, в качестве запасного, на всякий случай. Месяц были тренировки, вставали в 4-5 утра, а в итоге проехали за пять минут, я даже ничего толком не успел рассмотреть», — посетовал Виктор Алексеевич.
После армии завершил образование и вернулся в родную Чернянку. 35 лет отдал колхозу «Большевик» — работал сначала электриком, потом энергетиком на спецхозе. В 1979-м женился, вместе с супругой Марией Дмитриевной воспитали двух дочек — Татьяну и Наталью, обеих выучили, дали высшее образование.
Сейчас Виктор Пушкин на пенсии, но сидеть сложа руки — это не о нём. Вот уже 13 лет он трудится электриком в хозгруппе управления культуры, по возможности участвует в деятельности ТОСа имени Сергея Исаева. Прожитые семь десятков лет вспоминает с тёплыми чувствами — сколько значимых для всей страны событий прошло на его глазах, сколько перемен случилось, а он всё так же в строю, как и именитая ровесница — Белгородская область. Чернянка растёт и развивается, вместе с ней подрастают внуки, а там и до правнуков недалеко — значит, будет кому передать накопленный опыт, будет продолжаться жизнь, и эта земля станет родной ещё для многих поколений коренных белгородцев.