Специальная военная операция началась больше года назад, и почти 10 месяцев прошло с момента объявления частичной мобилизации. За это время многие россияне узнали своих друзей и знакомых с совсем другой стороны, иногда — не самой приятной. Кто-то экстренно уехал в Турцию, кто-то штурмовал погранпереходы в Грузию, а кто-то по первому же звонку из военкомата отставил все дела и явился на призывной пункт, чтобы встать в строй и защитить свою Родину от неофашистов. Именно с такими ребятами нам выпало счастье немного пообщаться и расспросить о трудностях военной службы в зоне СВО.
Артём Притулин и Роман Сорокин не скрывают имена и лица, говорят, командование не запрещает. До мобилизации Артём жил в Чернянке, а Роман родом из Огибного, но последние несколько лет учился и работал в Москве. Им обоим по 26 лет, сразу после школы прошли срочную службу, причем даже в одной воинской части, только с разницей в несколько месяцев, потом получили гражданские профессии.
Артём окончил агромеханический техникум в родном посёлке и стал автомехаником. Правда, по специальности практически не работал, ушёл в сферу строительства. Роман уехал в столицу, отучился на инженера в престижном вузе — Московском государственном институте стали и сплавов. В качестве молодого дипломированного специалиста сразу попал на должность прораба в большую строительную организацию, но вскоре создал собственную фирму, занимался внутренней отделкой зданий.
«22 сентября днём мне позвонили и сообщили, что на моё имя выписана повестка. 23-го в восемь утра я был в военкомате. Там мы и познакомились с Артёмом, у которого была точно такая же история. 24-го нас уже отправили к месту несения службы. Сначала попали в Воронежскую область, где нам выдали обмундирование, потом — в Валуйский горокруг, а через несколько дней — в ЛНР. Боевое слаживание проходили уже на месте», — рассказал Роман.
На дилетантский вопрос непосвящённого в военные хитрости гражданского, что это такое, для чего нужно «слаживаться», ребята пояснили — когда находишься там, за ленточкой, надо быть уверенным в человеке, который стоит рядом с тобой в строю, с кем ты идёшь под пули.
«Поэтому нужно узнать соседа поближе, привыкнуть, научиться вместе работать. Отряд становится для тебя семьёй, в которой все должны быть друг за друга горой. Конечно, все люди разные. Кому-то свою спину не доверишь никогда, а с кем-то готов в огонь и в воду. С Романом в зоне СВО мы отслужили пять месяцев. Прошли Лисичанск, Кременную, Северодонецк. Побывали в самом пекле. Везде старались держаться вместе — так полегче будет, когда рядом надёжное плечо», — поделился Артём.
Распределили ребят в разведвзвод, в задачу которого входила нейтрализация вражеских беспилотников.
«Мы были в составе тактической анти-БПЛА группы «Сурикаты». Выслеживали дроны, сбивали. Почти все ребята из нашего отряда погибли, в том числе командир. Его позывной «Берег», если хотите, поищите в Интернете, о нём было много информации в сети. Из 12 бойцов осталось только трое, и нашу группу просто расформировали. Нас перевели в 88-й сапёрный полк. Сейчас выполняем задачу по прикрытию госграницы», — отметил Роман.
Так в короткий срок ребята переквалифицировались из охотников на дроны в сапёров-разведчиков. Все тонкости дела снова пришлось изучать сразу на практике, и сегодня минирование и разминирование территории стало для них делом обыденным. Уверенно говорят — там, где прошли они, враг не пройдёт.
Уже в новом для себя качестве Роман получил медаль «За отвагу» — за выполнение боевых задач с риском для жизни. Территорию, которую необходимо было разминировать, противник держал под плотным огнём, но вдвоём с командиром они прошли опасный участок и обезвредили объект.
На вопрос, страшно ли было в бою, отвечают:
«Конечно, страшно. Кто говорит нет, наверное, врёт. Со временем просто привыкаешь, хотя первые ощущения были более легкомысленными. Ещё не знали всего, не понимали. Когда пришлось столкнуться с потерями, увидеть гибель однополчан, конечно, всё поменялось. Мы стали немножко другими».
Об отдыхе не говорят — слово «выходные» бойцы уже основательно подзабыли. Всё свободное время они посвящают тренировкам и физподготовке. По собственной инициативе обучили однополчан управлению дронами, поделились знаниями о том, как их обнаружить и обезвредить. Боевой опыт, полученный в ЛНР, очень пригодился Роману и Артёму на нынешнем поприще. Случалось и такое, что они без колебаний шли впереди спецназа. Говорят с улыбкой — такова специфика работы.
Ребята настолько спокойны и уверены в себе, что даже не верится, что за этот, по сути, небольшой отрезок времени им пришлось пережить столько лишений, трудностей, тяжёлых потерь. Сейчас они с удивлением вспоминают, что в первое время, когда находились в окопах фактически под открытым небом, никто даже не заболел, хотя условий не было никаких. Это позже научились налаживать быт, появилась возможность строить блиндажи и укрытия. И здесь Артём и Роман в один голос говорят — если бы не поддержка из дома, пришлось бы намного хуже:
«Огромная благодарность Татьяне Петровне Кругляковой и её команде, всем волонтёрам. Мы чувствуем эту поддержку постоянно. Нам важно знать, что здесь о нас не забыли и готовы прийти на помощь в любую минуту. С таким надёжным тылом мы уверены, что скоро всё это закончится, и, конечно, победа будет за нами».
В любых условиях наши бойцы стараются мыслить позитивно, ведь дома их с нетерпением ждут родные. Романа — мама и младшие брат и сестра, Артёма — жена и маленькая дочка. Но сейчас своим священным долгом парни считают завершение дела, начатого их дедами и прадедами более 80 лет назад. И пока фашизм, возродившийся с новой силой у самых границ России, не будет окончательно повержен, оружие они не сложат. Нам остаётся только верить нашим защитникам и надеяться на их скорое победное возвращение домой целыми и невредимыми.