Воспитатели старшей группы МБДОУ «ЦРР — детский сад «Кристаллик» Маргарита Литвинова и Елена Нестерова рассказали читателям «Приосколья» о том, как малыши изучают правила дорожного движения. Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних не оставляют равнодушными никого. Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети.
Ребёнок — это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности.
Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать их можно путём соответствующего воспитания и обучения с самого раннего детства. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Уже в детском саду необходимо изучать правила дорожного движения и формировать у воспитанников навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
В детском саду «Кристаллик» планомерно и систематически проводится образовательная деятельность по ПДД. В утренние и вечерние отрезки времени на участке учреждения во время прогулок дети играют с использованием световых сигналов светофора, отгадывают и сами придумывают загадки. Рисуют виды транспорта и ситуации на дорогах, знакомые знаки дорожного движения не только на бумаге, но и мелом на асфальте, а также решают различные ситуации, упражняются на макетах, разрабатывают безопасные маршруты движения.
В группе решение задач по ПДД осуществляется через все виды образовательной деятельности и в тесном контакте со всеми специалистами детского сада. Комплексные интегрированные занятия вызывают у детей особый интерес. На музыкальных занятиях дети разучивают частушки про правила дорожного движения. На физкультуре проводятся эстафеты и подвижные игры с использованием дорожных знаков. Дошкольники очень любят развлечения, праздники, проводимые совместно с родителями. Для закрепления знаний по ПДД, проводятся целевые прогулки и экскурсии «Знакомство с дорогой», «Наблюдение за светофором», «Перекрёсток», «Прогулка пешехода». Такие прогулки способствуют формированию и развитию навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Дети с удовольствием принимают участие в викторинах по ПДД, соревнуются командами в узнавании дорожных знаков, сигналов светофора, разбирают причины дорожно-транспортных происшествий.
Живой интерес вызывают и компьютерные презентации по теме дорожной безопасности. Мы не только пользуемся готовыми презентациями из интернет-ресурсов, но и создаём их самостоятельно: «Наш друг-велосипед», «Знаки дорожного движения» и другие. Большая работа проводится с родителями. В этом году мы разработали специальные буклеты «Памятка родителям по ПДД». На родительских собраниях проводятся анкетирования, чтобы выяснить, что и как взрослые говорят детям о поведении на улице, какой пример показывают. Проводим беседы «Безопасность детей — забота взрослых», «Ребёнок в автомобиле», акции «Засветись», разрабатываем памятки, которые размещаются в чатах, конкурсы для родителей.
На территории детского сада размещён автогородок, где произведена специальная разметка, имитирующая проезжую часть, пешеходный переход «Зебра», тротуар, пост ДПС. Этот «мини-автогородок» активно используют воспитатели разных групп на прогулках, где дети могут освоить правила дорожного движения на практике.