Воспитанники чернянского детского сада «Россияночка» не только знают, как создают мультфильмы, но и сами снимают их. Ведь всем известно, что просмотр мультфильмов — одно из самых любимых занятий детей. Да и многие взрослые с удовольствием приобщаются к этому виду досуга. А наши герои теперь умеют сами творить волшебство и создавать сказочные картины, яркие образы и замысловатые сюжеты.
Главный помощник маленьких мультипликаторов — педагог-психолог «Россияночки» Елена Николаева, которая разработала технологию «Мультстудия «Rossiynochkafilmstudio». Благодаря своему проекту Елена Ивановна в этом году стала победителем конкурса «Педагог-психолог России — 2022» в номинации «Мастерство педагога-психолога в цифровой среде».
Справка
Елена Николаева в профессии 15 лет. Трудовую деятельность в Чернянке начинала в поселковом детском саду «Кристаллик». Когда открылась «Россияночка», перешла работать сюда. По первому образованию — учитель начальных классов и классов коррекции. В 2017 году окончила Белгородский государственный исследовательский университет, получив диплом педагога-психолога.
В повседневной деятельности следит за адаптацией детей, когда они только поступают в сад или переводятся из другого учреждения, сопоставляет уровень психического развития в начале и конце года. Если у ребёнка есть проблемы, проводит индивидуальную работу.
«Моя основная деятельность связана с малышами с особенностями развития. Они больше остальных испытывают трудности в социальной адаптации, общении. В «Россияночке» сейчас 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. Когда я искала эффективные технологии работы с ними, то как раз и нашла информацию о мультстудии, но она носила больше педагогическую направленность, предполагала познавательное развитие. Я же решила, что неплохо было бы использовать её для формирования коммуникативной сферы, чтобы детям было легче общаться между собой, со взрослыми, завязывать дружеские отношения друг с другом, адаптироваться в среде сверстников, когда пойдут в школу, ведь там совсем другие условия», — рассказала Елена Ивановна.
Технология «Мультстудия «Rossiynochkafilmstudio» работает следующим образом: во время съёмки короткометражного мультфильма дети стараются активно взаимодействовать между собой, с педагогом. В процессе малыши учатся быть вежливыми, выслушивать друг друга, не перебивать, не проявлять агрессию, соблюдать технику безопасности при работе с аппаратурой. Эта деятельность помогает осваивать взрослые модели поведения. Ведь съёмкой мультфильмов занимаются взрослые люди с определёнными профессиями, которые дети примеряют на себя.
Сценарий по заданной теме создают все вместе. Психолог подаёт идею, а дети придумывают сюжет, пытаются отразить в нём социальные модели поведения, биполярные качества личности, к примеру, жадность и щедрость, лень и трудолюбие. Как и в любом детском коллективе, иногда в группе случаются конфликтные ситуации, и тогда сценарий подсказывает сама жизнь.
«Героев дети тоже придумывают и создают сами. Кто-то рисует, другие вырезают и склеивают. После того, как персонажи и декорации готовы, мы назначаем оператора, аниматора, ответственного за передвижение фигурок в кадре, и переходим к съёмкам. На каждый мультфильм я подбираю определённых детей. Если у ребёнка проявляется жадность, я приглашаю его снимать мультфильм про это качество, через героя покажу, хорошо ли быть таким или нет. С другой стороны, жадность можно переформировать в бережливость. Перед процессом мы повторяем правила поведения. Чтобы мультфильм получился качественным, необходимо чётко выполнять инструкции оператора. Когда съёмка завершена, переходим к озвучиванию. Распределяем роли, выбираем путём голосования, у кого лучше получается озвучить определённого героя. Таким образом дети учатся договариваться, а не вступать в конфликт. После этого я сама монтирую фото-, видео- и аудиофайлы на компьютере», — поделилась педагог.
При создании мультфильма психолог задействует группу, в которую входят максимум четыре ребёнка, чаще занимаются в паре, ведь работа с аппаратурой требует пристального контроля. Так маленькие мультипликаторы тесно взаимодействуют между собой, берут на себя несколько ролей сразу, выполняя многоступенчатые задачи. С детьми с проблемами психического развития педагог работает индивидуально. Таким малышам лучше сначала научиться взаимодействовать с собой, а потом вводить их в коллектив сверстников. На съёмку одного мультфильма уходит около месяца, так как занятия в студии ведутся раз в неделю после основных образовательных программ.
«Мне важно научить детей взаимодействовать между собой. Когда мультфильм готов, мы устраиваем просмотр, обсуждаем, что получилось, понравилось ли нам работать вместе. Для малышей очень интересно и значимо увидеть результат совместной деятельности. Если работы получаются качественными, делюсь нашими успехами с родителями. Любовь детей к мультфильмам, возможность прикоснуться к этому искусству повышают мотивацию к деятельности. Этот эффект и помогает в работе», — отметила Елена Николаева.
Технологию мультстудии психолог начала внедрять с 2019 года, когда «Россияночка» участвовала в конкурсе «Детский сад года». Всё начиналось с одной маленькой ширмы, а сейчас есть отдельное пространство, за что педагог и дети благодарны руководителю детского сада Светлане Гребёнкиной, которая поддерживает во всех начинаниях. Идеи подают и коллеги-воспитатели.
Как говорится, всё гениальное просто. Всё в мультстудии создано руками детей и педагога, за исключением фотоаппарата, штатива и большой магнитной доски, на которую крепятся кадровая лента, фигурки героев, окружающей обстановки. В коллекции много нарисованных персонажей, деревьев, домов и других предметов, есть разные виды ткани для съёмки фонов. Для объёмной анимации также самостоятельно изготовлена отдельная зона. Мультфильм снимают по технологии стоп-моушн: дети расставляют фигурки, оператор делает кадр и разрешает передвигать героев дальше.
Елена Николаева — опытный участник конкурсов различных уровней. В копилке достижений немало побед и призовых мест. Самый значимый успех для педагога — совместная работа с детьми, которая в 2021 году принесла победу в международном фестивале для детей и молодёжи с ОВЗ «Яркий мир».
Как призналась психолог, идеи и вдохновение она черпает из общения с детьми, ведь они очень искренние, восприимчивые. А результат своей деятельности заряжает на дальнейшее развитие. Впереди — поиск новых идей и разработка новых проектов.