Около 12 тысяч человек из Чернянского района ушли на фронт. Более чем каждый второй погибли. Недавно в районный краеведческий музей поступили документы и фотографии наших земляков, семьи Новосельцевых, которые рассказали об участнике Великой Отечественной войны, погибшем на фронте, — Иване Григорьевиче Новосельцеве. Прислали ценные материалы внучки Галина и Ирина.
Вот что пишут потомки красноармейца: «Наш дедушка Иван Григорьевич Новосельцев родился в 1896 году и жил в Чернянке на Ливенке, на улице Советской, в многодетной крестьянской семье. Отец Григорий Григорьевич и мать Матрёна Пантелеевна растили пятерых детей: Фёдора, Ивана, Григория, Софью, Василия. Родители строгие, требовательные, детей с малолетства приучали к труду, чтили во всём порядок».
Иван Новосельцев женился на Вере Ткачёвой. Много лет он работал на знаменитой Красной мельнице купца Маркова, которая была одной из крупных мельниц Курской губернии. Ивану Григорьевичу как человеку честному и ответственному, к тому же имеющему четыре класса образования, доверили очень ответственное дело — работать весовщиком, приёмщиком зерна. Вера Матвеевна занималась домашними делами, работала в колхозе «Хлебороб», как и все, «за палочки». Так в то время помечали трудодни — дни работы в колхозе.
Родные и близкие вспоминают, что Иван Григорьевич очень любил русские народные задушевные песни, которые с удовольствием слушал и исполнял сам после трудового дня и в праздники. Он был участником двух войн: Первой мировой и Гражданской.
Внучки рассказывают: «Когда дедушка возвращался с Гражданской войны домой, навстречу ему попалась цыганка и сказала: „Давай, служивый, я тебе погадаю… Ты прошёл уже две войны, остался жив и невредим, но будет ещё одна война, в которой ты примешь участие, повоюешь недолго и погибнешь от шальной пули“. Ничего с него не взяла за гадание и ушла. Удивился Иван, но слова цыганки запали в душу. Рассказал эту историю своей жене».
Великая Отечественная война перевернула всю жизнь Ивана Григорьевича, как и миллионов советских людей. Его оставили в Чернянке для формирования партизанского отряда вместе с директором мельницы Евдошенко. Но не удалось полностью сформировать отряд, так как Чернянка в 1941 году стала прифронтовой территорией, а в июле 1942 года была оккупирована фашистами.
Иван Григорьевич вместе с семьёй остался на захваченной немецкими войсками земле. Фашисты грабили население, забирали скот и птицу, не брезговали даже личными вещами. Очень нагло вели себя захватчики, могли войти в любой дом, топтали картофель на огородах, уничтожали грядки в подсобных хозяйствах граждан. Тяжело и опасно, как и всем чернянцам, пришлось Ивану Григорьевичу и его семье в период оккупации.
По доносу, его несколько раз вызывали на допросы в немецкую комендатуру, угрожая расправой. Спас Новосельцева полицай из местных жителей, который знал его и хорошо к нему относился. Иван Григорьевич отрастил бороду, чтобы казаться ещё старше. Несколько раз немцы заходили в его дом, приставляли к груди дуло автомата: «Партизан?». Вера Матвеевна сразу кидалась на защиту Ивана: «Не-не, это дед больной, старый» и Ивана оставляли в покое до следующего прихода.
После освобождения Чернянки от немецко-фашистских оккупантов в январе 1943 года Иван Новосельцев в возрасте сорока семи лет решил идти защищать свою Родину. Не хотела отпускать его супруга, потому, что всегда помнила предсказания цыганки. Но муж настоял на своём. 30 августа 1943 года Чернянским РВК Курской области был призван на фронт. «Вначале дед попал в 96-й запасной стрелковый полк, затем 10 октября 1943 года красноармеец Новосельцев направлен санинструктором стрелковой роты 1257-го стрелкового полка, 379-й стрелковой дивизии 2-го Прибалтийского фронта. Хорошо воевал Иван Григорьевич, как и все советские солдаты. Невзирая на бомбёжки, артобстрел, он оказывал помощь раненым бойцам. Перевязывал легкораненых на месте, выносил с поля боя тяжёлых.
Особенно мучительное чувство потери ощущал санитар, когда после смертельного сражения на поле оставались лежать убитые солдаты. Спасти их было уже невозможно. Горько было осознавать это пожилому солдату, что его родные братья и племянники также воевали на фронте, а дома отца ожидали сыновья.
Утром 6 января 1944 года на Калининском фронте, в районе Великих Лук, в Псковском направлении войска сняли с передовой и вели на отдых. Недалеко от Ивана Григорьевича неожиданно разорвался снаряд, его ранило в шею. Товарищ довёл его до санчасти, где красноармеец и умер. Сбылись предсказания цыганки… Это было как раз перед Рождеством в сильные морозы. Товарищ Ивана Григорьевича прислал бабушке письмо, в котором рассказал, как погиб её муж. Но, к сожалению, у нас несохранилось ни одного фронтового письма, присланного домой нашим дедушкой», — рассказали внучки.
Долгое время Иван Григорьевич Новосельцев считался без вести пропавшим. До сих пор семья разыскивает могилу деда, восстанавливает его фронтовой путь. В 2012 году внучка Галина обратилась в Чернянский райвоенкомат, в архивах которого была найдена похоронка на Новосельцева Григория Ивановича. В ней указывался год и место рождения деда, его адрес, имя жены и то, что похоронка была не востребована. По чьей‑то вине было перепутано имя и отчество погибшего бойца. Во время войны были часты случаи искажений в фамилиях, именах, годах и месте рождения, разноречивые данные о времени гибели, месте захоронения и многое другое.
Именно поэтому вдова не получала государственную пенсию на детей по случаю потери кормильца. Со слезами, спустя 70 лет, шла внучка в военкомат получать документ о гибели деда.
«В ходе поисков на сайте ЦАМО РФ „Подвиг народа“ мы нашли, что незадолго до гибели наш дед, санинструктор 1-й стрелковой роты, красноармеец Иван Григорьевич Новосельцев был награждён в соответствии с приказом по 1257-му стрелковому полку, 379-й стрелковой дивизии 2-го Прибалтийского фронта № 018/н от 7 января 1944 года за подписью командира подполковника Зорина и начальника штаба капитана Попова, от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью „За боевые заслуги“ за то, что 19 декабря 1943 года у деревни Турки-Перевоз Невельского района Калининской области в разгар сражения под сильным огнём противника вынес с поля боя 13 раненых красноармейцев с их оружием и своего командира роты. Награду дед так и не получил», — сообщили родственники.
Трудно пришлось вдове Вере Матвеевне, тяжело воспитывать двоих сыновей Дмитрия и Анатолия без государственной поддержки. Нужда заставила мальчишек быстро повзрослеть. С раннего возраста они работали в колхозе «Хлебороб», помогая матери зарабатывать. Но это только закалило их характеры на всю жизнь. Оба они в дальнейшем трудились в сельском хозяйстве Белгородской области, получив высшее специальное образование.
Дмитрий Иванович прошёл путь от помощника тракториста в тяжёлые послевоенные годы до руководящих постов. Много лет работал в Ивнянском районе начальником управления сельского хозяйства, председателем райисполкома, последние годы возглавлял обком профсоюзов работников агропромышленного комплекса Белгородской области.
Анатолий Иванович в подростковом возрасте принимал участие в разминировании полей района. Длительное время работал главным инженером сельского хозяйства Борисовского района, последние годы возглавлял совет ветеранов войны и труда этого муниципалитета. Вера Матвеевна всегда гордилась своими сыновьями, помогала растить внучек, которые теперь и сами давно стали бабушками. В их семьях подрастают внуки и правнуки.
Но память о скромном труженике войны хранится свято. Правнуки мечтают найти и низко поклониться могиле своего прадеда. Сегодня имя бойца Ивана Новосельцева, благодаря содействию администрации Чернянского района, значится на плитах с именами погибших воинов мемориала «Скорбящая мать» в центральном сквере посёлка. Вот такая трогательная история русского солдата, простого человека, отдавшего свою жизнь за независимость и свободу будущих поколений.
Великий русский полководец Александр Суворов когда‑то сказал: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат». Эти слова полностью относятся к судьбе нашего героя.
Сотрудник Чернянского районного краеведческого музея
Евгения Бодренкова