Наши дети и родители мало уделяют внимание чтению в век стремительного развития компьютерных технологий. Беседы с юными земляками и анализ родительских анкет показали, что современные мамы и папы очень мало и нечасто читают детям литературу из‑за сильной занятости. Общение ребёнка с книгой — это процесс становления в нём личности. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие ребёнка.
Как приобщить малыша к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Актуальность решения этой проблемы очевидна. Поэтому сотрудники районной детской библиотеки реализуют проект «Мотивация детей и подростков Чернянского района к чтению для самореализации в социуме», в рамках которого ведётся большая работа по формированию у детей устойчивого интереса к художественной литературе как виду искусства. Остановлюсь на отдельных моментах.
Компьютеризация библиотек позволила применить новые формы работы, такие, как сетевая акция «Время читать» с созданием группы в социальных сетях с хэштегом #Читающий район Чернянский район #Время читать!, в ходе которой поселенческие библиотеки представляют в сообщениях информацию о ярких событиях учреждений. В ходе подготовки и проведения поэтического подиума «Моя Родина, моя Победа!» участники с помощью книг открыли не только для себя новые страницы истории Великой Отечественной войны, но и познакомили присутствующих с лирикой известных писателей, поэтов-фронтовиков, прочли свои стихи.
В рамках мероприятий проекта состоялись фотосессии читающих детей для фотоконкурса «Юное лицо читающей страны», рейтинг-акция «Самые необычные книги нашей библиотеки», в ходе которой читатели не только прочли понравившиеся им книги, но и проголосовали за лучшие из них. Мероприятие позволило активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделать чтение и книгу привлекательной в глазах юных пользователей, особенно подростков, зачастую воспринимающих печатный аналог как устаревший формат.
Библиотечный флешмоб «Волшебный мир чудесных книг» проходил в два этапа. Первой остановкой была площадка около детской библиотеки, где сотрудники вместе с ребятами сделали фотографии со сказочными героями, пришедшими на мероприятие, ответили на вопросы викторин по прочитанным летом книгам, разгадали высказывание Максима Горького «Книга — источник знаний!».
Затем участники флешмоба нарисовали на асфальте большую книгу и написали на ней фамилии своих любимых авторов. Прохожие интересовались происходящим, хвалили ребят за то, что они читают книги и знают многих авторов. Некоторые и сами вспоминали, как они в своё время запоем читали книги и журналы. Наблюдающие как минимум вспомнили о существовании книги. После этого все желающие посетили Чернянскую районную детскую библиотеку. Идея флешмоба — внезапность, которая помогла привлечь внимание к книге и чтению.
Главная задача художественного воспитания — помочь детям творчески развиваться, стать активным и инициативным читателем. На это и были направлены библиопрочтения «Наша видеотека: дети и библиотекари читают Бородино Михаила Лермонтова». Видеоролик был размещён на страницах соцсети.
Сейчас на заключительном этапе реализации проекта сотрудники учреждения с группой читателей работают над созданием видеоролика «Библиотека — территория творческого чтения и общения». Мы убеждены, если книга войдёт в мир ребёнка как можно раньше, это позволит обогатить его, сделает интересным досуг, наполнит читателя необычными открытиями и новыми знаниями. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.
Директор чернянской районной детской библиотеки
Алла Капустина