

В церковном календаре одним из самых трогательных и значимых праздников является Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это событие, о котором молчат канонические Евангелия, но которое Церковь бережно сохранила в своём Священном Предании, открывает нам одну из ключевых страниц истории спасения человечества.
История праздника начинается с веры и долгожданного чуда. Праведные супруги Иоаким и Анна, дожив до преклонных лет, не имели детей. В своей скорби они дали обет: если Господь пошлёт им ребёнка, они посвятят его Богу. Молитва была услышана, и у супругов родилась дочь, названная Марией, что означает «госпожа» или «надежда». Ей было суждено стать Госпожой и Надеждой для всех верующих.
Исполняя свой обет, когда Марии исполнилось три года, родители привели её к стенам Иерусалимского храма. Предание рассказывает, что её торжественно встречали девы с зажжёнными светильниками. Самым удивительным стало то, что трёхлетняя Мария без посторонней помощи взошла по всем пятнадцати высоким ступеням храма, что символизировало её особое избранничество.
Навстречу девочке вышел сам первосвященник Захария — будущий отец Иоанна Крестителя. И здесь произошло невероятное, чего не знала вся предыдущая история иудейского народа: по особому внушению Божию, первосвященник ввёл Марию во Святая святых — самое сокровенное место храма, куда разрешалось входить лишь ему одному, и то раз в году.
Этот смелый поступок был пророческим действием. Юная Мария была допущена туда не как обычный человек, а как будущая Матерь Спасителя, как живой Ковчег Завета, который должен был вместить в себя Бога. Богослужебные тексты сравнивают её с «одушевлённым Кивотом Божиим».
С этого дня Мария осталась жить и служить при храме. Здесь она изучала Священное Писание, училась рукоделию и пребывала в молитве, готовя себя к великой миссии. Прожив в храме до 12 лет, она дала обет хранить девство, и для неё был найден покровитель — престарелый праведный Иосиф, ставший её обручником.
Исторически праздник Введения начал формироваться в Византии. Исследователи связывают его появление с императором Юстинианом I, который в 6 веке построил на развалинах Иерусалимского храма церковь в честь Богородицы. Широкое празднование распространилось с 9 века, а в число главных двунадесятых праздников Введение окончательно вошло после 14 века.
Иерусалимский храм, куда ввели маленькую Марию, сам по себе является местом, где встречаются эпохи. Он был возведён на горе Мориа — той самой, где Авраам проявил готовность принести в жертву сына своего Исаака. Это место, названное Авраамом «Иегова ире» — «Господь усмотрит», стало точкой, где Бог действительно «усмотрел» жертву для спасения мира.
Введение Богородицы во храм — это не просто воспоминание о событии из детства. Это праздник, который символизирует конец Ветхого Завета и приготовление к Новому. Через свою Пречистую Матерь человечество сделало первый шаг навстречу Христу, став тем самым новым, одушевлённым Храмом, способным принять Бога.












