Здравствуйте, дорогая редакция. Очень понравилась рубрика «Акварель поэзии». Думаю, что она заинтересует многих читателей. Есть у нас в доме полка, на которой хранятся дорогие для меня книги с дарственными надписями авторов. Раскрываю художественно-публицистический сборник стихов Веры Харченко, читаю вслух (такие строки не пробежишь глазами).
Объедки с барского стола —
Любовь женатых,
Два нерасправленных крыла
На чёрных матах,
Два сердца, погружённых в ложь,
В зачин скандала,
И каждой встречи острый нож,
Жалости жало.
И как те встречи коротки,
Обидно редки,
Слов недосказанных мотки
На табуретке,
Мгла ожиданий, вечность мглы,
Сверхзатаённость,
Воздушный шар вблизи иглы —
Любовь, влюблённость.
Вспоминаю май 2003 года. В Орликовской средней школе проходила встреча с этой удивительной женщиной, которая в то время работала заведующей кафедрой русского языка и методики преподавания Белгородского государственного университета. Вера Константиновна рассказала школьникам о своём детстве (она родом с берегов Волги), студенческих годах (окончила Новосибирский государственный педагогический институт, аспирантуру при кафедре русского языка Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена). 1978-1979-м годах преподавала русский язык в Ханойском педагогическом институте иностранных языков. Награждена медалью Социалистической Республики Вьетнам.
«Это было время войны, любви и стихотворчества. В августе, когда мы только-только приехали, — вспоминала Харченко. — Чувствовались военное напряжение, а в феврале начался вооружённый конфликт с Китаем».
Это отразилось на её творчестве. В году она отмечает не две, а четыре даты рождения: день рождения, день ангела, защиту кандидатской и докторской диссертаций.
Затаив дыхание, слушали взрослые и дети стихи в исполнении автора. А потом посыпались вопросы, среди которых был и такой:
«Как писать стихи?»
Поэт посоветовала ученикам больше читать художественной литературы, выписывать в тетрадь интересные мысли, а из словарей — понравившиеся слова и их значение, поделилась своим опытом:
«Поначалу я довольствуюсь одной единственной строкой. Должна всплыть в сознании строчка, которая мне нравится, которая затрагивает сердце, которая сама по себе уже хороша. Иногда долго её вынашиваю, пока не подберу к ней другую, пока не сформирую строфу… Первая возникшая строчка… Хотя в строфе она может быть и не первой, но именно она задаёт ритм, который потом уже редко меняется. Бывает, у истоков стихотворения не строка даже, а двусловие или одно сложное слово. Шла я в контору, она у нас во дворах, вызвать электрика, и с сожалением подумала тогда, какую красивую, тёплую осень почти не видела, пропустила в этом году, и не погуляешь: спина разболелась. И чтобы как-то воздать себе за пропущенное, посмотрела вокруг и заметила увитые растительностью заборы. Завертелось в сознании слово «бордово-зелёный». Ритм я изменила, взяв краткую форму: «бордово-зелены заборы в октябре». Процесс подгонки стиха к строчке исключительно трудоёмкий».
Мне хочется познакомить читателей любимой газеты с этим замечательным стихотворением Веры Харченко.
* * *
Бордово-зелены заборы в октябре,
В листву зарылись, прихватив часть дома,
Каскад стеблей образовал каре,
И виснет на заборе невесомо.
Вон плющ, как плащ, а вон забор — ковёр,
А этот шлейф спустил, согрев подножье,
Дождь их обмыл, сдул ветер пыль и сор,
И дикий виноград узнал прохожий.
Как потолстел забор, а с ним — навес и столб
От водопада зелени и меди,
Вот хлынет холод из небесных колб,
А все строенья в шубах, как медведи.
Все листья в снег — метель не удержать,
Забор уткнётся в дом кобылкой сивой,
Но стебли и зимой будут свисать
Сухою жёлто-бурой тёплой гривой.
Кто-то из старшеклассников попросил автора прочитать своё любимое стихотворение, и полились чарующий строки:
Ночь на раскрытое окно
Набросит чёрное сукно —
Я Вас люблю.
День воссияет надо мной
Своей желанной новизной —
Я Вас люблю.
Зима пошлёт свои снега
На рек замёрзших берега —
Я Вас люблю.
Согреет лето гладь земли,
Дороги кутая в пыли —
Я Вас люблю.
И превращаясь в лёгкий дым,
Вы — мой — не станете моим.
Я Вас люблю.
И соглашаясь, что нельзя,
Что это не моя стезя,
Я Вас люблю.
Татьяна КОТЛЯРОВА
село Орлик